Понимание различных психотипов людей поможет грамотно организовать рабочий процесс. Расскажем, в чем отличие рационалов от иррационалов, что выбивает из колеи тех и других, какие сильные и слабые стороны они имеют и как могут сосуществовать в рабочем коллективе. Научим, как правильно ставить им рабочие задачи, планировать и контролировать. Кого эффективнее ставить на планово-организационные процессы, а кто будет полезнее в мозговых штурмах и прорывах?

Сегодня существует огромное количество книг и других материалов по тайм-менеджменту, целеполаганию, повышению собственной продуктивности. Люди ходят на тренинги и семинары, выполняют задания, призванные раскрыть их потенциал, повысить планку достижений, избавить от лени. Но большинство этих методик работают, только если использовать их постоянно. Несомненно, идея четкого плана, режима, системности, регулярности – ​это пьедестал, на котором стоит статуя современного успешного человека. И эта же идея является «таблеткой» от неудач и «витаминкой» для карьерного роста. Но действуют эти «таблетки и витамины» не на всех. Одним они легко и быстро помогают, на других их действие бывает столь непродолжительным, что можно говорить о полном провале назначенного «лечения». «Врачи» (они же авторы книг, тренеры и пр.) в этих случаях говорят, что «пациент» сам виноват: «лечился» нерегулярно, нарушал «режим приема таблеток» и злостно прогуливал «лечебные процедуры». Но при этом у такого «пациента» регулярный прием «таблеток» снижает настроение, он становится раздраженным, и даже успехи его совершенно не радуют. Так что же не так с этими людьми?

Существует множество делений людей на различные типы. Сегодня мы поговорим об одном из них – ​делении на рационалов и иррационалов.

Рационалы – ​это как раз те, кому комфортно в состоянии плановости, часов и минут, систематичности, организованности и продуманности. На них рассчитаны большинство книг и руководств, и именно они в состоянии все эти руководства успешно применить на практике, да еще и других побудить им следовать. Карьерная лестница в ее классическом исполнении идеальна и реально удобна для рационала.

Все то, что естественно и комфортно для рационала, для иррационала – ​настоящее прокрустово ложе: либо ноги придется отрезать, либо голову. Это не означает, что иррационал не может жить в состоянии плановости, организованности, расставленных приоритетов и систематичности. Может. Но очень короткий промежуток времени. Дальше он «перегорает». Раздражение растет, напряжение копится, мотивация резко падает, а вместе с ней и настроение. Как следствие, цели и приоритеты летят в пропасть, потому что в рационально-четком графике иррационалу «что воля, что неволя – ​все равно».

В обществе принято считать, что рационал – ​это образец для подражания. Жить так, как он, правильно, именно к этому нужно стремиться. Иррационалам с детства ставят рационалов в пример, называя иррационала ленивым, невнимательным, непоследовательным, хватающимся за сто дел одновременно. Рационалов легко мотивировать, поэтому они при должном внимании со стороны родителей и учителей легко становятся отличниками, спортсменами, победителями школьных олимпиад. Иррационалов же обвиняют в отсутствии силы воли и пытаются их подстроить под рациональный мир.

Во взрослом возрасте рационал великолепно чувствует себя в большой корпорации, живущей по принципам понятной и четкой системы. Он готов соответствовать этому ритму в обмен на карьерный рост и финансовую мотивацию. Иррационалу в корпорации «душно» и некомфортно. То, что...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Как синдром самозванца мешает карьерному росту

Что такое синдром самозванца? В чем опасность такого синдрома? Почему он мешает строить карьеру? Как работодателю распознать синдром самозванца у сотрудника и помочь от него избавиться без вреда для работы? Какие меры предпринять работодателю, чтобы не допустить появления синдрома самозванца у персонала? Даем работающие советы, как повысить самооценку и поддержать работника в подобной ситуации. Сможете пройти тест на синдром самозванца.

Трудоголизм: ценность или боль?

Сложно найти работодателя, который бы не хотел, чтобы каждый его работник был трудолюбив и отдавал всего себя работе. Однако обратной стороной трудолюбия выступает трудоголизм – реальная зависимость нашего времени. Выясняем, какими трудоголики бывают, чем полезен трудоголизм и чем он вреден, в том числе для работодателей.

Шаги к увеличению внутреннего ресурса организма

Началось лето. Самое время как следует отдохнуть, но практически всегда есть работники, которым отпуск в ближайшее время не светит в силу тех или иных обстоятельств. А ресурсы организма могут уже оказаться на исходе. Говорим о том, как офисному (да и не только) сотруднику понять, что ресурс скоро начнет иссякать, чтобы принять превентивные меры, какие упражнения помогут экстренно этот ресурс восполнить. Разбираемся, какие могут быть признаки оттока энергии у работника и что может предпринять работодатель, чтобы это не привело к выгоранию и не сказалось на рабочем процессе негативно.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Трудоголизм: ценность или боль?

Сложно найти работодателя, который бы не хотел, чтобы каждый его работник был трудолюбив и отдавал всего себя работе. Однако обратной стороной трудолюбия выступает трудоголизм – реальная зависимость нашего времени. Выясняем, какими трудоголики бывают, чем полезен трудоголизм и чем он вреден, в том числе для работодателей.