Top.Mail.Ru
Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Мозг и способности

Споры о том, насколько различаются мужской и женский мозг, ведутся уже не первое столетие. С развитием науки и доказательная база меняется, и подходы. Но частенько угол зрения на проблематику смещается не сильно. По сути, начиная с XVIII века многие ученые старательно доказывали ущербность женского мозга, подчеркивая его более маленький, чем у мужчины, размер, его якобы недоразвитость и дефектность. Обычно эти характеристики подкреплялись акцентированием на том, что все женщины эмоционально нестабильны, им не даются никакие науки, они слабы и им характерна подчиненность. А раз так, то получалось, что ни для какой деятельности, связанной с наукой, ответственностью, властью, женщины, разумеется, не подходили. Соответственно, женщине вменялась в обязанность репродуктивная функция, а политика, образование, управление были прерогативой исключительно мужчин. Кроме того, «ущербность» женщин (и интеллектуальная, и физическая) предполагала их подчиненную роль, их несамостоятельность, поэтому сначала девочки полностью были под властью отца, а после – ​мужа.

Были ли те, кто с этим не соглашался? И тут мы, конечно, не про женщин, их-то об этом никто и не спрашивал, их мнение не интересовало. Да, были. Причем даже в далеком XVII веке! Философ Франсуа Пуллен де ля Барр, этакий феминист своего века, выпустил в 1673–1674 годах две книги: «Относительно равенства двух полов: физические и моральные рассуждения, из которых становится ясным, как важно уничтожить в себе предрассудки» и «Об образовании женщин, с целью направления разума к наукам и манерам». Пуллен активно настаивал на том, что никакой разницы между мозгом мужчины и женщины нет, что анатомических доказательств тому не существует. Он делал даже попытку объяснения, что вышивание и занятие физикой равнозначно говорят о способностях человека. И это ему принадлежит фраза: «Разум не имеет пола». Скажем сразу, что Пуллен слишком опередил свое время, чтобы в тогдашнем совершенно патриархальном обществе хоть кто-то обратил серьезное внимание на его труды. Их просто проигнорировали, посчитав легкомысленными и даже недостойными обсуждения.

В XIX веке мало что изменилось в ракурсе взгляда на женский мозг и способности. Женщине присвоили так называемую «естественную роль», которая предполагала, что она может успешно быть матерью, воспитателем, а также парой – ​компаньоном для мужчины. И место ее самореализации – ​домашние дела. Однако кое-что произошло. Интерес к науке в XIX веке был в моде, появлялись интеллектуалы, которые пытались разобраться в вопросах различий между женщинами и мужчинами и на основании биологии, и в отношении социальных функций. Это привело к волне требований о предоставлении женщинам возможности образования, участия в общественной и политической жизни, владения имуществом.

Здесь сделаем микроотступление и подчеркнем один важный момент. Вы же понимаете, что до возникновения волны просвещения и феминизма никаких вышеозначенных прав у женщин не было? То есть никакого образования, кроме домашнего, они не имели права получать? При этом их регулярно обвиняли в недалекости суждений, слабых умственных способностях и невозможности освоить науки. Удобно не допускать кого-то к обучению, а потом полагать, что он глуп, да?

Итак, можно сказать, что в XIX веке началась постепенная реабилитация способностей женщин. Но процесс этот был непростой и встречал большое сопротивление. Сторонники патриархального уклада требовали от ученых предоставить данные о том, что существующее положение вещей верно, а свободы и права для женщин чреваты большими проблемами для мира. Надо сказать, что в эту полемику был втянут даже Дарвин, который полагал, что наметившиеся перемены могут разрушить процесс эволюции (то есть если и дать женщинам образование, и допустить до власти, то эволюция будет под угрозой).

Активно в дискуссию о биологии и способностях женщин включился и психолог, антрополог, социолог, историк Гюстав Лебон, известный по трудам «Психология народов» и «Психология масс». В 1895 году он пишет: «Женщины… являются низшей формой человеческой эволюции и… стоят ближе к детям и дикарям, чем к взрослым цивилизованным мужчинам». На секундочку задумайтесь. 1895 год! Какие-то 128 лет назад, в годы жизни наших прабабушек или прапрабабушек. А теперь посмотрим на «параллельную вселенную».

В 1874 году Софья Васильевна Ковалевская получает в Геттингенском университете степень доктора философии, в 1881 году она избрана в члены Московского математического общества, в 1884 году она стала профессором кафедры математики в Стокгольмской высшей школе. Да, далось ей все это нелегко. Пришлось заключить фиктивный брак, чтобы получить возможность обучаться в европейском университете, так как в России поступление женщин в высшие учебные заведения было запрещено, а загранпаспорт можно было получить только с разрешения отца или мужа (отец был против ее обучения, поэтому пришлось искать мужа). Каждое следующее достижение тоже было «сквозь тернии к звездам», с огромной помощью учителей, но через сопротивление общества.

Имя поэта лорда Байрона вам наверняка известно. А что вы слышали о его дочери, Аде Лавлейс? Родилась она в 1815 году, прожила, как и ее отец, всего лишь 36 лет, но за это время успела стать первым программистом в истории! Она создала описание вычислительной машины, проект которой разработал Чарльз Бэббидж, а затем написала первую в мире программу для этой самой вычислительной машины. Она же ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка». Между прочим, созданная Бэббиджем машина теперь считается первым на нашей планете компьютером, и известна она под названием «Большая разностная машина Бэббиджа». Увы, эту машину не достроили при жизни Ады, но она в своих работах предсказала, что подобно тому как ткацкий станок может ткать листья и цветы, аналитическая машина сможет создавать алгебраические формулы, а потом для нее будет возможным и написание музыки и картин. Более того, по словам Лавлейс, машина укажет «науке такие пути, какие нам и не снились». Пророчество или прекрасные аналитические способности мозга? Умерла Ада в 1852 году. А с Дарвином, который опасался за эволюцию, была знакома в научных кругах лично. И еще любопытно. Язык программирования, созданный в 1979–1980 годах в США, носит название Ada в честь первого программиста. А буквально в позапрошлом, 2022 году, NVIDIA выпустила графические процессоры (GPU) с микроархитектурой Ada Lovelace. GPU с микроархитектурой «Ada» дебютировали в линейке видеокарт GeForce RTX 4000. Так что имя Ады звучит до сих пор.

С 1832 года выходят романы Авроры Дюпен, скрывавшейся под мужским псевдонимом Жорж Санд. Она становится известной сразу же после выхода своих первых двух книг – ​«Индиана» и «Валентина». Парижская публика в восторге зачитывается произведениями и жаждет новых изданий. Интересно, что Аврора не только подписывалась мужским именем, но и носила мужскую одежду, что давало ей определенный ряд преимуществ. То, что позволяла себе женщина в мужском костюме, шокировало современников. Но мужское имя как бы давало на это разрешение: то, что не позволено Авроре, позволено Жоржу. Жорж Санд курила вишневую трубку, могла встретить гостей в шелковом халате и турецких туфлях без задника, говорила прямо и без всякого жеманства, могла вставить крепкое словцо и грубую шуточку да еще и любовников меняла с завидной регулярностью. Совершенно непозволительное для женщины того времени поведение. Собственно, многие и выказывали ей прямую антипатию, например Оноре де Бальзак, называвшей ее «мужиковатой дамой». Можно было сколько угодно критиковать ее поведение, но ее романы были, как бы теперь сказали, бестселлерами, и это давало ей возможность самовыражаться. Более того, ее бунтарские выходки рождали невероятный интерес к ее личности, а значит, спрос на произведения рос. Некоторые считают Аврору первой феминисткой, но это не так. Она не требовала никаких равных политических прав для женщин, даже считала это полным абсурдом. Да, она была против принудительного брака с нелюбимым мужчиной, но это было ее единственное феминистское убеждение. Все остальное касалось именно ее собственного поведения, а не пропагандируемых ценностей и лозунгов. А сама она действительно и в революции активно участвовала, и резко выступала против церкви и католичества. Но других женщин к подобному не призывала.

Надежду Андреевну Дурову многие знают по фильму 1962 года «Гусарская баллада». Кавалерист-девицу и одного из героев Отечественной войны 1812 года многие называют первой русской женщиной-​офицером, что вообще говоря, не очень корректно, потому что были у нее и предшественницы, например Татьяна Маркина, которая инсценировав самоубийство, сбежала служить в войско Донское под видом паренька. До них еще была Ласкарина Бубулина, про которую незаслуженно подзабыли, а между прочим, в 1821 году ей император Александр I присвоил звание адмирала Российского флота, и таким образом она стала первой в истории женщиной-​адмиралом.

То есть пока мужчины доказывали, что женский мозг немощный и убогий, в «параллельной вселенной» женщины с боем, но отвоевывали возможность получать образование, заниматься наукой, писательством, военным делом. И их было не так уж и мало, причем среди них были потрясающе яркие фигуры, оставившие след в истории своими открытиями, произведениями, подвигами. Но пробиться в мужской мир каждой из них был крайне сложно, а уж снискать уважение – тем более.

И, казалось бы, вот они – ​живые доказательства того, что женский мозг и способности ничуть не уступают мужским. Доказательства, которые сложно игнорировать. Сложно, но можно. Приведем еще одну цитату уже известного нам Гюстава Лебона: «Нет никаких сомнений, что существуют выдающиеся женщины, превосходящие среднего мужчину, но они так же редки, как любое уродство, как, скажем, горилла с двумя головами. Следовательно, мы можем вообще не принимать их во внимание». Или вот еще высказывание Джеймса Мак-Григора Аллана 1869 года: «По мыслительным способностям женщина совершенно не может сравниться с мужчиной. Но женщина компенсирована даром удивительной интуиции. Женщина (силой, схожей с полуразумом, с помощью которого животные избегают вредного и ищут то, что необходимо для их существования) мгновенно приходит к правильному мнению относительно предмета, который мужчина не может постичь иначе как в долгом и сложном процессе рассуждения».

Итак, несмотря на явные успехи женщин на разных поприщах, в XIX веке их когнитивные способности сравнивались с полуразумом, а добившихся ярких интеллектуальных результатов дам считали уродами. Но исследования продолжались. И, безусловно, среди ученых существовали те, кто был на стороне женщин в этой истории с мозгом. Но проблема была в том, что неоспоримых доказательств ни та, ни другая сторона предоставить не могла. Результаты экспериментов вызывали бурные обсуждения, но быстро опровергались.

В XX веке исследования мозга продолжились, появились новые методы. Женщины получали все больше прав, но ракурс рассмотрения все равно был, по большому счету, прежним – ​найти различия в мозге представителей разных полов. Далее говорить об отсутствии способностей или интеллекта у женщин уже было невозможно, но появился новый подход – ​«комплементарный» – ​когда женщин, отчасти даже возводя на некий пьедестал, признавали совершенно отличными от мужчин, не сравнимыми, людьми с иными функциями. Вот те самые с Марса и Венеры.

В XXI веке появляется все больше возможностей для исследования мозга, поэтому данные начинают быть гораздо более доказательными. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Пол и гендер

А пока давайте попробуем разобраться, почему все-таки сложилось так, что большинство из нас и по сей день уверены в принципиальной функциональной разнице мужчин и женщин и в том, что способности в зависимости от пола существенно различаются. Тут нам придется ввести два понятия – ​пол и гендер. С полом все просто – ​это биологические различия между мужчинами и женщинами, которые проявляются при рождении. Гендер же – ​это про поведение в социуме. И вот здесь начинается самое интересное.

Предположим, в семье рождается ребенок. Что происходит дальше? Если это мальчик, то все считают необходимым дарить ему машинки, пистолеты, солдатиков, конструкторы, инженерные наборы, телескопы и прочие игрушки, которые связаны в обществе с «мужскими» профессиями. Когда дело доходит до выбора секций, тоже отдается предпочтение футболу, хоккею, единоборствам. Плач прерывается словами о том, что мальчикам плакать не положено. Про одежду все еще очевиднее. Если же ребенок – ​девочка, то вокруг нее появляются куклы, посуда, домики, наборы для творчества, раскраски с принцессами. Девочек охотно отводят на рукоделие, шитье, рисование, танцы, художественную гимнастику. Девочкам надо быть скромными и нежными, а не бегать и не прыгать по лужам, как мальчишкам. Плакать и требовать к себе особого отношения не возбраняется.

После всего этого мы говорим про то, что мальчики, а потом мужчины увлекаются техникой и автомобилями, предпочитают инженерные и технические профессии, не склонны к проявлению эмоций и даже не могут толком объяснить свои чувства, более активны, не особо ориентированы на дом, детей и семью, любят экшн-фильмы. А вот девочки и женщины более нежные и эмоциональные, интересуются одеждой и предметами быта, лучшие воспитатели, чувствуют музыку, им важны дом и семья, а профессии лучше даются связанные с творчеством и самовыражением, либо спокойные и не адреналиновые. Только все вышеперечисленное – ​это гендерное социальное определение, которое за детей совершают родители и общество в целом. Почему так сложилось, почему поведенческие роли сформировались именно так, достаточно очевидно. Биологически женщина приспособлена для рождения и выкармливания потомства. Если рожать сколько бог даст, то этой функции будет посвящена вся ее жизнь, и она действительно будет привязана к очагу, а мужчина будет добывать еду и сражаться с врагами. То есть с точки зрения биологии все так. Но нас с вами в данном случае интересуют мозг и способности.

Давайте вспомним тех самых выдающихся дам XIX столетия, о которых мы говорили ранее. Если вы прочитаете жизнеописание каждой из них, вы отметите интересные повторяющиеся сценарии. Все эти девушки воспитывались не в традициях своего времени. Вот, например, фраза из воспоминаний Надежды Дуровой: «Седло было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка – ​первыми детскими игрушками и забавами». Мать Авроры Дюпен (Жорж Санд) была фривольна для тех времен, до брака зарабатывала на жизнь танцами. Лет с четырех Аврору воспитывала бабушка, учителем взяли управляющего поместьем, который раньше обучал и отца Авроры, по поместью девочка ездила верхом в мужской одежде, а религию ей вовсе не преподавали, потому что бабушка ее признавала только философию. Мать Ады Лавлейс развелась с лордом Байроном (что было совершенно неприемлемо в то время), она очень не хотела, чтобы дочь была похожа на отца, боялась, что та увлечется поэзией, а потому обучали девочку математике, а не гуманитарным дисциплинам. Софью Ковалевскую родители не очень любили и вообще надеялись на рождение не ее, а мальчика. Девочка росла, как она сама писала о себе, дикаркой на попечении достаточно жесткой и взыскательной гувернантки-англичанки, наукам ее обучал домашний учитель Иосиф Малевич, дававший прочные знания. Единственный человек, который обращался с ней как со взрослой и готов был подолгу вести беседы, был старший брат ее отца. Он увлекался математикой и привил к ней уважение и Софье, именно от него она впервые услышала математические термины, которые ей, как девочке, узнать было и неоткуда больше. Но было и еще одно «курьезное обстоятельство», о котором вспоминала Софья Васильевна. При переезде на ее детскую комнату не хватило обоев, поэтому одну из стен оклеили страницами из книги лекций математика Михаила Васильевича Остроградского. Это были лекции по дифференциальному и интегральному исчислению. По словам самой Софьи, она перед этой стеной проводила многие часы, и формулы и фразы лекций буквально пропечатались в ее памяти, поэтому, когда в 15 лет она стала брать уроки дифференциального исчисления, все понятия давались ей очень легко.

Интересные факты, да? И очень многое объясняющие. Мозг человека можно в буквальном смысле запрограммировать на то или иное поведение. Если ставить рамки и ограничения, не допуская девочек к точным наукам, автомобилям и спорту, то мозг будет развиваться сообразно этому – способности к рукоделию и домашнему хозяйству будут в приоритете. Если же давать возможность попробовать разное, если появится преподаватель, который страстно увлечет ребенка географией, астрономией или орнитологией, то мы вполне можем получить в итоге географа, астронома или орнитолога.

До тех пор пока женщин не допускали до полноценного образования, не позволяли им обсуждать политическую и социальную обстановку, заниматься профессиональным спортом, получали представительниц слабого пола с полуразумом, с которыми можно было обсудить разве что блюда для обеда. Как только мозг получал возможность развиваться в других направлениях, проявлялись и иные способности.

Так что пол – ​это, безусловно, биология. Роли в воспроизведении потомства тоже совершенно четко биологически определены. А вот наук и профессий, которые подвластны лишь одному полу и не подвластны другому, не существует. Поэтому есть гениальные модельеры мужчины и ученые, альпинисты, летчики и космонавты женщины. И тут мы подходим к самому важному для нас в контексте нашей статьи открытию XXI века о работе мозга.

Куда внимание, там и развитие

У нашего мозга есть самая настоящая суперспособность – ​это нейропластичность. То есть наш мозг может структурно-функционально изменяться под воздействием опыта, он адаптируется к новым знаниям, новым условиям, новым задачам. Именно поэтому, если вы поставите себе цель изучить иностранный язык, вы рано или поздно начнете не просто понимать его и говорить на нем, но и думать и видеть сны на другом языке. Если вы будете читать не новости в социальных сетях, а серьезную научную литературу, ваш способ мышления изменится. Если вы каждый день будете заниматься спортом, вы сможете установить рекорд. Если вы будете развивать эмпатию, вы будете все лучше понимать других людей. И так абсолютно во всем. Мозг перестроит свою структуру в соответствии с вашим запросом. Чему будете уделять больше внимания и времени, то и будет развиваться.

Нейропластичность – ​это суперспособность любого мозга. И мужского, и женского. Вопрос только в том, что именно вы будете загружать в свою голову, какие установки, знания, веру во что-либо. Если верить, что математика вам не дается, то она действительно не дастся. Если ваша установка заключается в том, что женщинам в политике не место, а место на кухне, то именно в таких условиях вы жить и будете, а другую реальность яростно избегать и осуждать, впадая в ментальную ловушку подтверждения своей точки зрения. Как только вы убираете ограничения, вы получаете возможности и доступ к тем опциям мозга, о которых даже не подозревали. Наверняка вы знаете истории, когда ребенку не давался какой-то предмет в школе и вызывал у него буквально отвращение, но приходит новый учитель, горящий своей работой, и вот уже ученик с удовольствием бежит на урок, тройки сменяются пятерками, а потом, возможно, эта дисциплина даже становится профессией на всю жизнь. Это та самая нейропластичность в действии.

Конечно, есть то, что дается нам проще, и то, что сложнее. Диктуется эта простота и сложность многими факторами, среди которых не последнее место занимает генетическая предрасположенность. Но сложнее – ​это не означает невозможно.

Так отличается ли мозг мужчины от мозга женщины? В данном контексте гораздо важнее то, что в принципе мозг разных людей отличается в зависимости от того, как люди его, условно говоря, используют. Отличие разных отделов мозга связано с непрерывным влиянием обучения, социума, условий, гормонов, генов. Поэтому, разумеется, не может быть один мозг лучше другого по половому признаку. И ключевым в данном раскладе является то, что нет женских и мужских профессий и наук. Есть профессии и науки более привычные одному или другому гендеру. Да, нам привычнее, чтобы воспитатель в садике был женщиной, а летчик – ​мужчиной. Да, опыта в этих профессиях больше накоплено одним полом в противовес другому. Но это не означает, что если женщине очень захочется быть летчиком, она этого не сможет. Способности можно развить, если индивиду это нужно. Нейропластичность позволит это сделать. Другое дело, что биологические функции нас как вида тоже никто не отменял, как и гормональную составляющую. Поэтому вынашивать и рожать ребенка, конечно, дело женщины, но быть прекрасным отцом – ​способность, которую может развить любой мужчина. Гормоны тоже существенно диктуют наше поведение, оттого высокий мужской тестостерон скорее подтолкнет к желанию власти или достижениям в жестком спорте, а женский окситоцин – к необходимости создать уют и комфортное общение. Но если вдруг женщине захочется покорить Эверест или подняться по карьерной лестнице, обогнав всех представителей другого пола, нейропластичность ей в этом поможет. Равно как и мужчина при желании может стать гениальным поваром (чему есть множество подтверждений). Главное – ​найти дело по душе!

Смотрите на мир и свой потенциал шире. И не лишайте других возможностей развития только из-за привычных гендерных установок и ограничений. Мы все способные, мы все адаптивные, мы все многофункциональные. Вопрос только в желании развития и его векторе!

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Если бы коллеги были сказочными персонажами

Даже если на улице не снежная зима и не морозы под – 40°С, приближение Нового года все равно ощущается. А как лучше всего поднять себе настроение? Присмотреться к коллегам. Ведь накануне семейного праздника они как никогда становятся похожими на сказочных персонажей! Под масками ваших коллег скрываются Царевны Несмеяны, трудолюбивые Золушки и даже вредные Бабки Ёжки. Давайте присмотримся повнимательнее в первую очередь к коллегам-женщинам, ведь их в кадровых службах большинство.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Как эффективно справиться с осенне-зимней хандрой

В ноябре погода холодная и промозглая, постоянные перепады атмосферного давления. Утром выходишь на работу – ​еще темно, вечером возвращаешься домой – ​уже темно. Кто-то наслаждается этим сезоном, но многих начинает одолевать хандра. По оценкам экспертов, каждый второй человек в это время года страдает от нее: портится настроение, все валится из рук, появляется повышенная раздражительность, ухудшается самочувствие, не хватает сил делать элементарные задачи. В статье говорим о том, как вовремя распознать у себя подобное явление и эффективно с ним справиться.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.