Top.Mail.Ru
Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Психологический климат в коллективе очень важен. Некоторые идут на работу как на праздник, а кто-то – ​как на каторгу. И в первом, и во втором случаях настрой работника будет отражаться на его производительности труда. Задача отдела кадров – ​помочь создать здоровую рабочую атмосферу. Для ее выполнения надо не только знать азы управления персоналом, но и обладать навыками построения хороших взаимоотношений в коллективе.

Рыба гниет с головы, или Что делать начальнику

Руководители бывают двух видов. Это либо сам фактический собственник (или сособственник) бизнеса, либо нанятый руководитель. И от этого порой многое зависит. Собственник обычно выстраивает всю организацию под себя. А наемный руководитель в большинстве случаев не имеет такой возможности и чаще всего вынужден прислушиваться к мнению владельца. Однако в конечном итоге главное в работе любой коммерческой организации – ​это получение прибыли. Поэтому в данной статье мы не будем рассматривать различия между двумя описанными выше типами руководства и то, как они влияют на коллектив, а сосредоточимся на полезном для компании поведении начальника.

Первое, с чего необходимо начать руководителю, – ​это прояснить свои намерения. Зачем вам этот бизнес, работа? Чтобы сотрудники изображали любящую семью? Или занимались делом? Или важно и то и другое? Если честно ответить себе на этот и прочие подобные вопросы, то многое станет на свои места.

Если руководитель ведет себя таким образом, что со 100-процентной гарантией провоцирует конфликт, например заводит в коллективе любимчиков, прощает им то, за что наказывает всех остальных, несправедливо распределяет денежное вознаграждение и т. д., то не удивительно, что вскоре в коллективе возникает недовольство, рано или поздно неизбежно перерастающее в открытый скандал, который может довести и до суда. Что предпринять? Поступать наоборот, т. е. делать то, что люди поймут и оценят.

Пример 1

На своих тренингах я часто практикую следующую игру. Прошу участников сесть в круг и высказать любые идеи (выходящие за рамки ТК РФ) о том, как сделать работу невыносимой. Сначала люди возражают, мол, так нельзя. Потом включаются в игру – ​и начинают сыпаться предложения о сверхурочной неоплачиваемой работе, штрафах по мельчайшему поводу, лишении отгулов, премий, отпуска и т. д. А потом я вывожу участников тренинга из процесса и спрашиваю: «В реальной жизни вы с таким сталкивались»? Чаще всего оказывается, что в той или иной степени подобное встречается в их работе, или они видели это в реальной жизни где-то в другом месте, или слышали от коллег или друзей. Потом я предлагаю изложить правила – ​как должна работать организация, чтобы не возникало таких перекосов. Нечто похожее могут сделать кадровик и руководитель, чтобы сформулировать правила нормальной работы компании.

Пример 2

В одной организации, где я когда-то работала, было жесткое требование: никто не задерживается после окончания рабочего времени и не выходит на работу по выходным. Однажды я спросила владельца бизнеса, как это правило возникло и почему оно для него важно. Он рассказал, что когда только создал компанию, то шел на поводу у клиентов: задерживал людей на работе по вечерам, выходил сам и вызывал сотрудников в выходные, праздники и т. д. А потом он задумался, как это отражается на коллективе и к чему в итоге может привести, после чего прекратил подобную практику (за очень редкими исключениями).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как избежать эмоционального выгорания на работе

Эмоциональное выгорание – это синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Разбираемся в том, как человек доходит до эмоционального выгорания, к каким последствиям оно приводит. Что сделать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием. А если все-таки оно случится, как выйти из этого состояния с наименьшими потерями. Предлагаем простой тест, чтобы проверить себя на наличие тревожных признаков.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Судебные расходы в трудовых спорах

В ходе судебного разбирательства стороны обычно несут расходы на ведение дела: оплата государственной пошлины за подачу иска и суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, иные траты. По общему правилу стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако не все работодатели в курсе, что это правило не распространяется на дела с участием граждан, обратившихся за защитой трудовых прав, даже если решение суда будет вынесено не в их пользу (ст. 393 ТК РФ). Согласно нормам трудового законодательства, при обращении в суд по любым трудовым спорам работники освобождаются от уплаты госпошлины и других судебных расходов. Это правило действует на всех стадиях обращения работника в судебные инстанции. Такой подход объясняется тем, что трудящийся считается наиболее уязвимым участником трудовых отношений. А потому ему предоставлены законом различные гарантии и льготы, в том числе и в рамках судебных процессов. В итоге может оказаться, что суд обойдется совсем не дешево. В статье рассказываем о том, всегда ли работники освобождаются от судебных расходов, в т. ч. как быть в ситуации, когда факт трудовых отношений так и не был доказан; может ли взыскавший с работника материальный ущерб работодатель требовать компенсировать ему судебные издержки, а также вправе ли работодатель заявить о взыскании с сотрудника госпошлины, уплаченной при подаче иска о компенсации расходов на обучение. Приводим руководящие постановления Пленума ВС РФ, а также текущую практику судов общей юрисдикции (в ряде вопросов она до сих пор неоднозначна). Разъясняем спорные ситуации, связанные с размерами госпошлины и порядком оплаты экспертизы. Узнаете, почему работодателю придется оплатить стоимость судебной экспертизы, назначенной по инициативе работника, даже если он проиграет в итоге дело.

Когда суд восстановит на работе при увольнении по собственному желанию

Казалось бы, если работник сам написал заявление об увольнении, то работодатель может быть спокоен и волноваться об обращении уже бывшего сотрудника в суд, как и о возможном восстановлении на работе, не стоит. Но не тут-то было, судебная практика знает немало примеров, когда после расставания с работником по его же собственной инициативе сторонам приходилось вновь встречаться в суде. Что может к этому привести и как этого не допустить? В статье проанализированы ситуации, когда работники ссылаются на давление и принуждение уволиться со стороны руководства; при приеме на работу кадровики требуют сразу написать заявление об увольнении с открытой датой; работодатель отказывается вернуть на работу беременную, не соглашается с отзывом сотрудником ранее поданного им заявления об увольнении по собственному желанию. Рассказываем, как кадровым службам реагировать на заявления со следующими формулировками: «прошу уволить по собственному желанию… в связи с нарушением трудовых прав со стороны руководства», «…по причине создания невыносимых условий труда», «.. в связи с ухудшением состояния здоровья в результате полученной на производстве травмы» и пр. А также что делать, если отправка работником отзыва ранее поданного им заявления об увольнении по почте произойдет до истечения срока предупреждения об увольнении, а письмо с отзывом придет работодателю уже после того, как оформлено увольнение работника.

Помогут ли выиграть дело в суде письма и консультации Минтруда и Роструда

Письма Минтруда и Роструда не являются нормативными правовыми актами, которые обязательны к применению, а носят в целом рекомендательный характер. И тем более ни к чему не обязывают консультации отдельных представителей Роструда, не оформленные в виде официальных писем. Поэтому возникают вопросы: можно ли ссылаться на такие письма и другие разъяснения в суде, есть ли какой-нибудь смысл это делать? Автор проанализировал судебную практику, отметив конкретные судебные акты, из которых следует, что стороны ссылались на письма и иные разъяснения ведомств в поддержку своей правовой позиции. И рассказывает, к чему это в итоге привело.