Top.Mail.Ru
О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Подарок, дар, дарить, раздаривать – однокоренные слова. В этой группе еще и «одаренный», и «бездарь», «дармовщина» и «благодарность».

Согласно этимологическим словарям, дар есть производное от общеславянского дати, то есть – давать. При каких же условиях давание становится дарением, а получение – принятием?

Давать можно в обмен на равноценную вещь. Давать можно в ответ на просьбу. Можно предложить нечто, и, получив согласие, дать.

Дар же – иное. Это всегда неожиданное для получателя и бескорыстное для дарителя, а также ценное для обоих.

Одарённый человек – тот, кто содержит, несет в себе нечто ценное, а бездарь – пустой, никудышный. Русский язык глубок по смыслу.

Но от понятийных вещей пора переходить к практическим задачам. Значимость подарка можно определить:

  • через то, насколько в него вложился даритель, исходя из своих возможностей,
  • и какая ценность будет для адресата.

Вложение не деньгами, а временем тоже значимо. Например, можно раздобыть что-то редкое, заказать издалека специально для этого человека, потому что даритель знал о его потребностях и специально для него старался.

Творческий подход тоже ценен. Можно изготовить что-либо своими руками, тогда ценность подарка становится пропорциональной затраченным времени и усилиям. Например, женщины порой говорят: «Целый день пекла-готовила, а за 10 минут съели» – значит, было приготовлено с душой и наилучшими пожеланиями.

К сведению

Подарок достаточно высокой для получателя стоимости, который он сам не может себе позволить, может быть воспринят как шуба с барского плеча.

Исходно так называли дар состоятельного или высокопоставленного лица в качестве награды за хорошую преданную службу. Княжеским (или царским, боярским) подарком могла быть одежда, но также кони, золотые или серебряные чаши, кольца, браслеты, иногда деньги и даже земли. Шубы и кафтаны с барского плеча надевались только по особенно торжественным дням или по великим праздникам и передавались по наследству. Чаши и кубки выставляли напоказ в доме как свидетельство особенного расположения барина.

В современном культурном контексте шубы с барского плеча несут тот же смысловой оттенок награды, щедрой платы за что-либо и предполагают некоторое неравенство дарителя и получателя, их статусные различия. И тогда подарок может быть расценен как небескорыстный акт (например, как аванс за оказание услуг в будущем или сохранение расположения). Он может даже поставить получателя в неловкое положение.

В момент передачи подарка происходит сравнение систем ценностей двух людей: насколько значимо то, что передается, для дарителя, и чем оно является для получателя.

Довольно часто размолвки и обиды случаются из-за того, что системы ценностей мужчин и женщин различны и каждый из них руководствуется собственной оценкой вместо того, чтобы «запариться» предпочтениями партнера. Увы, распространенная «трагедия»:

  • мужчине важны гаджеты, и поэтому он дарит женщине наушники, блютуз-колонки, навигатор. Для среднестатистической женщины они не несут очевидной значимости;
  • аналогично белье, носки и тапки мужчинами как ценность не осознаются.

Однажды в радиопередаче девушка пожаловалась, что тетя презентовала ей «полезный» пояс из овечьей шерсти. Племяннице 26 лет. Это пример, когда трудно соотнести базовые ценности разных поколений.

В известной книге пастора, эксперта по взаимоотношениям Гери Чепмена (Gary Chapman) «Пять языков любви» подробно разбираются казусы и недопонимания в семейных / любовных парах, когда системы ценностей и предпочтений у...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как не допустить самовольный корпоратив

Наряду с организованным компанией празднованием наступающего Нового года во многих коллективах практикуются и неформальные посиделки. С одной стороны, в отсутствие начальства веселие проходит в более непринужденной обстановке. А с другой – случиться может всякое. Рассказываем об одном таком неформальном корпоративе, последствия которого довели до суда. И, как всегда, подскажем, какие меры стоит предпринять, научившись на чужих ошибках.

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как работодателю предотвратить конфликт интересов

От кадровиков нередко требуют прописать возможные случаи конфликта интересов в локальных нормативных актах, а также зафиксировать запрет на конфликт интересов в трудовом договоре. Что представляет собой на практике конфликт интересов? И кого можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя? Можно ли привлечь работника к ответственности, если работодатель усматривает конфликт интересов, а сам сотрудник его скрывает? Подробно разбираем эти и связанные с ними вопросы. В вашем распоряжении будут готовые формулировки для документов. А наш обзор судебной практики поможет учесть чужие ошибки, не допустив своих.