Top.Mail.Ru
Оценка персонала предприятия – ответственный момент в жизни любой компании. От организации и воплощения оценочного проекта зависит многое: получение объективной информации о соответствии сотрудников требованиям предприятия, принятие верных управленческих решений, оказывающих влияние на общую эффективность работы компании, мотивация сотрудников на дальнейший карьерный рост и профессиональное развитие. Чтобы получить положительный эффект от оценки персонала, необходимо провести ее правильно, избежав серьезных ошибок, которые могут привести к неожиданным и неприятным последствиям. В статье даются практические рекомендации, выполнение которых позволит HR-специалистам реализовать оценочный проект с максимально положительным эффектом как для сотрудников, так и для всего предприятия.
Продолжаем рассматривать вопрос оценки персонала, т.к. процедура эта достаточно сложная и ее проведение требует от HR-специалистов большого объема профессиональных знаний и умений 1. Как избежать ошибок и негативных последствий? Как правильно поставить цель, выбрать адекватные формы и методы оценки, преодолеть сопротивление персонала? Эти вопросы волнуют любого HR-специалиста, приступающего к выполнению оценочного проекта.

Вы получили задачу провести оценку персонала? Поздравляем! Задача интересная. Однако приготовьтесь к некоторым подводным камням. Первое, с чем вы столкнетесь, – это с отсутствием оптимизма на лицах у оцениваемых. Почему?

Оценка еще с детства вызывает у оцениваемых дискомфорт. У каждого из нас есть пример несправедливой, с нашей точки зрения, оценки другими. Однако оценивающая сторона практически всегда имела ранг неприкасаемых: оценка родителей, оценка учителей, оценка окружающих... Стало быть, вопрос объективности и справедливости оценки становится важным изначально для всех сторон-участниц.

Для HR-специалиста задача оценить персонал – это, в первую очередь, ответственность, достаточная для того, чтобы задуматься и о четко поставленных целях оценки, и о последующих результатах – отсроченных и неотложных, и об инструменте, который нужно для нее выбрать.

И на каждом этапе разработки, организации и проведения оценки могут возникнуть ошибки, способные повлиять на ее конечный результат и не просто не принести пользу, а даже нанести определенный вред организации.

Назовем некоторые из них:

  • некорректно сформулированная цель оценки;
  • ошибки в выборе формы проведения;
  • выбор методов оценки, не соответствующих ее целям и не позволяющих в итоге получить требуемый результат;
  • ошибки в организации процесса оценки;
  • отсутствие этапа передачи обратной связи участникам оценочного проекта…

В нашем материале мы проанализируем некоторые ошибки и покажем на практических примерах, как можно их избежать, а точнее, не допустить их появление.

Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда (М. Твен)

Выбор цели оценки и правильная ее формулировка – это залог успешного завтрашнего результата. Для того чтобы сформулировать четкую цель, начните с определения образа желаемого результата.

Приведем несколько примеров того, как могут звучать формулировки желаемого результата:

  1. Хотим получить представление о том, как работают наши менеджеры по продажам/закупкам/маркетингу и т.д.
  2. Хотим выяснить, насколько наш персонал лоялен к компании.
  3. Хотим определить, чему нужно учить наших менеджеров по работе с клиентами.
  4. Нужно создать систему карьерного роста для сотрудников.

Способен ли такой образ результата помочь нам сформулировать цели и являются ли эти цели приемлемыми для оценки персонала?

Проанализируем первый вариант желаемого результата оценки персонала.

В приведенной формулировке два явно слабых места – «представление» и «как работают».

«Получить представление о…». Для того чтобы получить представление, совершенно не нужно проводить сложную и затратную процедуру оценки персонала. Для этого существуют другие методы и способы, призванные ответить на подобный вопрос: анализ функционала, анализ бизнес-процессов, обычное наблюдение за работой сотрудника, общение с его непосредственным руководителем.

К тому же, что такое представление? Оно сродни мнению, которое обладает огромной долей субъективности, что нас совершенно не устраивает в ситуации оценки персонала.

Теперь о том, «как работают». Что здесь имелось в виду? Способ действия, качество, сроки выполнения задач, много или мало работают? Или нас интересовала трудовая дисциплина и обстановка в коллективе? Вопросов много, а вот ответов на них такая формулировка не дает.

Переформулируем пожелания в конкретный ожидаемый результат:

  • получить оценку качества работы менеджеров за период (выполнение рабочих задач/выполнение планов и т.д.);
  • определить уровень выраженности профессиональных качеств менеджеров и его соответствие требованиям предприятия (владеют ли менеджеры конкретными профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для достижения плановых результатов, обязательных для должности и сформулированных в профиле должности);
  • выявить соответствие менеджеров занимаемой должности;
  • определить потенциал менеджеров для выполнения предстоящих, более сложных профессиональных задач, которые предприятие поставит перед ними в следующем полугодии/году (справятся ли менеджеры с более сложными функциональными задачами, смогут ли вести более сложную для обслуживания группу клиентов, смогут ли работать с большим ассортиментом, смогут ли продавать новые группы товаров и т.д.);
  • присвоить категории/разряды, которым соответствуют менеджеры предприятия (на предприятии разработана и внедряется система карьерного роста менеджеров, и после проведения оценки каждому менеджеру должна быть присвоена категория, соответствующая его результативности и уровню профессиональных умений).

Теперь, понимая, каков должен быть результат, мы можем сформулировать цель оценки в зависимости от ожидаемого результата:

  1. Определение профессионального потенциала менеджеров и разработка планов профессионального развития на период (постановка целей, составление программ обучения и т.д.).
  2. Провести оценку результатов работы менеджеров за период и реализовать систему карьерного роста менеджеров, присвоив специалистам квалификационные разряды или категории.
  3. Сформировать кадровый резерв предприятия.

Почему формулировка результата № 4 «Создать систему карьерного роста для сотрудников» не может быть принята нами как верная? Казалось бы, она самая конкретная из всех. Однако несмотря на свою предметность, она не соответствует целям оценки. В процессе оценки персонала нельзя создать систему карьерного роста. Она должна быть создана до, а не в процессе оценивания персонала. Оценка призвана оценить специалистов и на основании полученного результата проранжировать их знания, умения в рамках существующей системы категорий или определить дальнейшие пути развития карьеры сотрудников.

Безусловно, каждая цель формулируется в контексте конкретного предприятия и приведенные нами формулировки являются лишь примерными вариантами, созданными для того, чтобы показать вектор, к которому нужно стремиться при формировании цели оценки.

Важно также помнить, что цель должна соответствовать ситуации, сложившейся на предприятии. И если на текущий момент важнее оценивать потенциал персонала, то не стоит проводить оценку,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.