Менеджер по персоналу, решивший встать на тренерскую стезю, должен не только позаботиться о навыках и квалификации, но и понять, как изменится его положение в организации. От того, как сложатся отношения с заказчиком, руководством и коллегами, будет зависеть эффективность работы бизнес-тренера. Посмотрим на типичные ошибки, а также способы, как их избежать.
Продолжаем серию статей для менеджеров, решивших освоить специальность внутреннего тренера. На этот раз речь пойдет не о методических нюансах, а об отношениях с руководством, заказчиками и коллегами. Ведь это один из главных факторов и условие успешной работы в организации.
Бизнес-тренер – особая профессия. Человеку, ее освоившему, нужно хорошо знать как методику проведения тренингов, так и область, в рамках которой он обучает сотрудников. В подразделениях по управлению персоналом он занимает особое место, что выражается в более высокой заработной плате (как правило, бизнес-тренер хорошего уровня зарабатывает больше, чем, например, рекрутер, имеющий примерно такой же опыт работы) и в более высоком статусе. К тому же специалист по обучению часто общается с топ-менеджерами компании. Между инспектором по кадрам и тренером лежит целая пропасть, настолько различаются их навыки. Кроме того, бизнес-тренер достаточно независим от своих коллег, у него мало точек соприкосновения с менеджерами по мотивации, подбору, корпоративной культуре. Да и руководитель кадровой службы часто выполняет по отношению к нему, скорее, формальные административные функции, не осуществляя реальное управление работой.
Менеджер по персоналу, решивший встать на тренерскую стезю, должен не только позаботиться о навыках и квалификации, но и понять, как повлияет его новая специализация на взаимоотношения в организации. Иногда эти изменения настолько кардинальны и необычны, что новоиспеченный бизнес-тренер может разочароваться в своей новой специализации. Поэтому крайне важно, особенно на первом этапе, вдумчиво подойти к построению взаимоотношений с сотрудниками компании. Ошибки совершают как неопытные внутренние тренеры, так и матерые, сменившие свое амплуа и решившие сконцентрироваться только на обучении внутри организации.
Отношения с заказчиком
«Заказчик», «клиент» – термины не очень характерные для современной российской корпоративной среды. Эти слова пришли из процессного подхода и прочно вошли в обиход, пожалуй, только у IT-специалистов и бизнес-тренеров. Создание корпоративных решений в области системной интеграции требует жесткой логики и разграничения ролей – исполнитель, руководитель, клиент и т.д., поэтому там эта терминология прижилась.
Что касается работы бизнес-тренера, то в ней тоже есть необходимость различать и учитывать разные уровни задач, целей и пожеланий. Разграничение и понимание разных ролей (заказчик, клиент, посредник и т.д.) здесь тоже важно. И вот почему. В организации как совокупности определенного количества людей существуют разные движущие силы. Цели у сотрудников разные, поэтому продающие подразделения видят свою задачу в увеличении сбыта и пытаются эту задачу решить, привлекая, кроме прочего, ресурсы и технологические возможности других отделов. Производственники считают, что главное в работе компании – производить качественный продукт, а значит, все должны работать на эту цель, включая и «продажников». Отделы управления персоналом в свою очередь думают о человеческих ресурсах и считают, что основа организации – люди, а значит, все процессы должны строиться так, чтобы обеспечивать предприятие качественным персоналом. Как говорится, у каждого своя правда. Из-за разных целей в организации возникают конфликты, когда каждый тянет одеяло на себя. Зато своеобразная внутренняя конкуренция заставляет сотрудников выполнять работу качественно. И если в организации грамотное руководство, то соперничество, в пределах разумного, только на пользу.
Исходя из требований руководства, бухгалтер заботится о своем участке работы, рабочий ? о своем, но у бизнес-тренера все сложнее. Ему надо учитывать пожелания разных людей. Во-первых, сотрудников, потому что он их учит и должен давать только актуальные, «живые» знания. Во-вторых, руководителей подразделений, ведь он обучает персонал, которым они будут управлять. Работа бизнес-тренера должна...