Веревочные курсы для персонала уже хорошо знакомы руководству организации и самим hr. Все, что они достигают, – это хорошее настроение и возможность побыть с коллегами в неофициальной обстановке. Ну и плюс снимаются некоторые коммуникативные барьеры. Тем не менее из веревочных курсов можно извлечь серьезную пользу. Если правильно подойти к организации, мы получим ценную информацию для оценки потенциала сотрудников, формирования кадрового резерва, ротации.
В кризис нужно экономить бюджет без ущерба для компании. У нас есть рецепт, как это сделать. Необходимо объединить веселое корпоративное мероприятие с оценкой персонала.
Веревочные курсы для персонала уже хорошо знакомы руководству организации и самим hr. Несмотря на то что организаторы всегда или почти всегда говорят о том, что после беганий и прыганий на природе появляется корпоративный дух и повышается лояльность, их слова обычно не подкреплены цифрами или данными научных исследований. То же самое можно сказать и об экономическом результате. Вряд ли после необременительных физических упражнений люди будут больше продавать или лучше работать. По какой причине? Роста производительности стоит ждать скорее после серии тренингов, направленных на изучение новых методов работы или отработку и закрепление имеющихся навыков.
Посмотрим правде в глаза. Все, что дают веревочные курсы, – это хорошее настроение и возможность побыть с коллегами в неофициальной обстановке. Ну и плюс снимаются некоторые коммуникативные барьеры. Тем не менее из веревочных курсов можно извлечь серьезную пользу. Если правильно подойти к организации, мы получим ценную информацию для оценки потенциала сотрудников, формирования кадрового резерва, ротации. Для начала вспомним «механизм» веревочных курсов и посмотрим, что в нем есть полезного с управленческой точки зрения.
Как обычно проходят веревочные курсы
Чаще всего организаторы разбивают персонал компании на несколько групп, по 10-12 человек в каждой. Далее команды прибывают на так называемые станции и там выполняют задания.
Тут следует сделать одно замечание. Изначально название веревочные курсы означало комплекс мероприятий на высоте. То есть использовалось туристическое альпинистское снаряжение – канаты, карабины, грудные обвязки. Позднее понятие стало значительно шире, включив в себя различные спортивные групповые упражнения – эстафету, волейбол и прочее. Мы рассмотрим «мягкий» вариант – без высотных упражнений.
Сотрудников компании в количестве 60 человек привезли на турбазу. Компания-организатор разработала следующие мероприятия:
- «Морской бой». Группа разбивается на две команды. На спортивной площадке, на расстоянии 10 метров, для каждой команды расчерчивают игровое поле, на которое участники выставляют меленькие перевернутые ведерки – «корабли». Задача – кидая по очереди мячик, поразить как можно больше «кораблей» противника.
- «Музыкальный конкурс». Команде дается несколько музыкальных инструментов: труба, барабан, губная гармошка. Задача: за 15 минут создать музыкальный номер и выступить.
- «Экстремальный волейбол». Группа разбивается на две команды. Начинается обычный волейбол, но играют тройками. Три человека держат простыню и с помощью нее перебрасывают мяч через сетку.
- «Болото». Команда, цепью, взявшись за руки, прыгая по кочкам (мешки с песком), должна преодолеть условное болото. Если хотя бы один человек соскользнул – вся группа начинает упражнение снова.
- «Путанка». Между двумя деревьями натягивают веревки в виде паутины примерно 2 на 2 метра. На веревки вешается несколько колокольчиков. Задача: все члены команды должны пролезть через паутину (через ячейки), не задев веревок (то есть чтобы не звенели колокольчики).
Упражнения подбираются таким образом, чтобы возможность поучаствовать была у каждого человека, поскольку веревочные курсы направлены на активизацию командной работы. Время пребывания на одной станции – не более 20 минут. Если больше – людям становится неинтересно, они начинают звонить по телефону, ходят смотреть, как играют другие команды, и даже решают рабочие вопросы. Вообще продолжительность мероприятий на разных станциях должна быть примерно одинаковой, чтобы сохранялась динамика.
Как правило, перед самими соревнованиями проводится большое действие, в которое входят:
- Разбиение коллектива на команды (по разному принципу – случайному или, например, чтобы в командах было поровну сотрудников из разных отделов).
- Какое-либо действие на презентацию команды.
Коллективу компании в количестве 60 человек предложили разделиться таким образом. Каждый подходил к черному ящику и вытаскивал из него галстук. Всего было 5 цветов – красный, синий, желтый, зеленый, белый. После этого участникам предложили объединиться в команды по цветовому признаку. Следующее задание – придумать название, девиз и сделать плакат, показывающий, что представляет собой команда.