Top.Mail.Ru

Иногда они возвращаются: как принимать на работу бывших сотрудников

Сейчас все чаще можно столкнуться с ситуацией, когда в компанию через некоторое время возвращаются бывшие сотрудники. Интересно, что некоторые работодатели с удовольствием приветствуют «возвращенцев», другие же категорически против. Проанализируем плюсы и минусы прихода в компанию расторгнувших ранее трудовые договоры работников, расскажем про то, на что обратить внимание на собеседовании с ними и как адаптировать «старичков» на новом старом месте.

Одним из значимых аспектов работы службы персонала является прием на работу бывших сотрудников. Каждый кандидат и рекрутер знает, что в большинстве своем работодатели относятся к «возвращенцам» негативно. Часто отрицательные отзывы сводятся к единственному пункту: если человек когда-то ушел, значит, он «бросил» компанию. А с «предателями» дело иметь нельзя. Однако это убеждение абсолютно иррационально. Бывших сотрудников брать на работу можно и нужно. Конечно, если в этом есть экономическая необходимость.

Почему начальство против «бывших»

Рассмотрим причины, мешающие руководителю дать добро кадровой службе на прием бывшего работника. Надо сказать, что системных исследований, показывающих эффективность или неэффективность вновь принятых сотрудников, нет. Однако мы можем предположить, что заведомо негативное отношение к кандидатам, желающим возвратиться на прошлое место работы, объясняется некоторыми психологическими закономерностями. Итак, почему «бывших» не любят?

1. Отсутствие эффекта новизны. Знакомый всем эффект новизны при отборе кандидатов имеет огромное значение. Он, как и другие эффекты восприятия (контраста, ореола и др.), возникает в ситуациях недостатка информации, а собеседование как раз и является в чистом виде такой ситуацией. При оценке нового человека мы в большей степени полагаемся на первое и последнее впечатление. Так, если он выглядел компетентным (правильно отвечал на вопросы интервью), то рекрутер или руководитель будет считать кандидата наиболее «умным» как на фоне остальных претендентов, так и в сравнении с уже работающими сотрудниками. Эффект новизны тесно связан и с эффектом ореола, когда по какому-либо одному положительному качеству делается вывод о наличии других позитивных свойств.

Благодаря этим особенностям восприятия кандидаты, успешно прошедшие собеседование, часто делают карьеру в организации, приводя в удивление и замешательство своих более опытных, но менее удачливых коллег, которые работали еще до них. У бывших сотрудников стереотип новизны «не работает». Они уже не новички для руководителя. О них на собеседовании судят более объективно, с учетом прошлых ошибок и проявившихся негативных качеств (а они всегда есть у любого работника, просто «новые» кандидаты себя еще не показали). Следовательно, в глазах работодателя бывший подчиненный почти всегда предстает в менее выгодном свете.

2. Бытовые ассоциации. Вторым немаловажным аспектом являются аналогии. Многим людям доводилось испытывать предательство друзей и измену любимых. После такого опыта у некоторых возникает тотальное чувство недоверия к людям, которое транслируется и на рабочие отношения. Так возникает идея о том, что люди, которые по тем или иным причинам покидают компанию, являются недостойными.

Тут важно понять, что отношения на работе строятся не на симпатиях-антипатиях, а на других, рыночных принципах. Работник предлагает свою квалификацию и навыки в обмен на постоянное денежное вознаграждение. Если на каком-то этапе жизни в организации выясняется, что оно недостаточно - не соответствует рынку, то вполне закономерно, что он покинет компанию. Ведь он не давал обещания работать «пока смерть не разлучит».

Условия работы тоже имеют большое значение для работника.

Пример 1

В розничной сети внезапно стали увольняться сотрудники. Служба персонала начала анализировать причины. HR-менеджеры опросили увольняющихся и выяснилось, что люди не «уходили в никуда». Они сразу же устраивались на работу. В городе появилась федеральная сеть, руководитель которой придерживался более высоких стандартов в сфере условий труда персонала. В каждой торговой точке была удобная комната отдыха для персонала. Кофе и чай компания предоставляла бесплатно. Кроме того, рабочую униформу сотрудники не стирали сами, а сдавали в конце смены специальному работнику, ответственному за чистку и стирку. Следует отметить, что в прогрессивной сети зарплата была не больше и не меньше среднерыночной, однако кандидатов привлекали именно условия труда.

Руководители и служба персонала порой не осознают, что если в компании что-то не удовлетворяет людей (зарплата, отношения, условия), то они будут уходить. Моральные спекуляции на тему предательства всего лишь оправдывают бездействие руководства и HR-менеджеров, которые не ищут причин и не предпринимают действий, а обвиняют...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.