Для hr-специалиста уметь выступать публично, не стесняясь, уверенно и выразительно – полезный навык, которым вы можете блеснуть перед начальством и коллегами. Годовой доклад, выступление на конференции или речь на корпоративном празднике – уже давно не редкость в работе кадровика.
Кто-то не может и слова вымолвить перед небольшой группой сотрудников, а кто-то спокойно держит внимание большой аудитории. Это не значит, что с первыми все потеряно. Научиться выступать публично вполне по силам, даже самостоятельно. Рассказываем, что для этого необходимо.
В любой профессии, в любом виде деятельности есть универсальный набор навыков, без которых никуда. Например, в современном мире трудно обойтись без компьютера, им пользуются все – от секретаря до квалифицированного рабочего. Исключение составляют, пожалуй, представители малоквалифицированных профессий – грузчики, разнорабочие, хотя и они все чаще используют различные электронные устройства, необходимые в работе. Таким образом, умение работать на компьютере – универсальная компетенция.
К наиболее важным универсальным компетенциям можно отнести и умение выступать публично. Сотруднику службы персонала этот навык необходим, поскольку ему приходится общаться с руководством. Отчеты, совещания, собрания – все это формы делового общения, где нужно уметь установить контакт с группой людей, выступать, излагать мысли. Но у кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже.
Бывает, что в одной компании работают два специалиста одной квалификации. Но один вдруг делает головокружительную карьеру, а другой всю жизнь сидит на должности, на которую когда-то устраивался. Объясняется это просто. «Карьерист» выступает на каждом совещании, на каждом корпоративном мероприятии поздравляет всех «от лица компании», да и вообще всегда готов поддержать непринужденную беседу с кем-то из руководства. А тот, который никак не может продвинуться, сидит тише воды, ниже травы; делает доклад – краснеет, вызывают на совещание – бледнеет. И вроде хочется ему выделиться и заявить о себе, но как-то неудобно да и не получается. В общем, без умения выступать публично никуда, и этому нужно учиться.
Чему будем учиться?
В публичном выступлении много составляющих – правильное звукопроизношение, план выступления, язык тела, специальные приемы, позволяющие направлять внимание аудитории. Ораторское искусство – это отдельная профессия, специальность. Но для обычного офисного сотрудника особых изысков не нужно – достаточно уметь донести свою мысль до слушателей и самое главное – «не мешать» этому процессу своим поведением, т. е. не краснеть, не бледнеть, не икать, не падать в обморок, не смеяться невпопад и не хихикать смущенно.
Многие бизнес-тренеры, занимающиеся тренингами публичного выступления и ораторского искусства, грубо делят аудиторию на две категории:
- «зажатые» – настолько испуганные, что им страшно раскрыть рот;
- косноязычные – эти могут говорить долго и уверенно, но их речь бессодержательна и неинтересна.
Начнем с «зажатых». Воспитание большинства советских людей было пронизано коллективистскими ценностями, приоритет всегда был за отрядом, бригадой, рабочим коллективом. Умение выступать публично – это искусство, которое немножко поднимает человека над толпой, а для тогдашних идеологов это был атрибут эгоистического капиталистического общества. Поэтому семьи не поощряли детей учиться говорить публично. Зачем это делать, если есть партия, которая скажет, как и о чем нужно думать и о чем мечтать? Появились целые поколения людей, считающих себя недостойными учить других, «вести за собой» и открыто выражать свои эмоции. Это не то чтобы плохо, но никак не помогает делать карьеру и самоутверждаться на профессиональном поприще.
Для «зажатых» людей можно порекомендовать выполнять следующие упражнения.
Упражнение 1. Разговор на улице
Для этого упражнения нужен партнер. Предложите поучаствовать в нем своему знакомому / знакомой, другу / подруге, коллеге по работе. Нужна оживленная городская улица. Встаньте на расстоянии 10–20 метров друг от друга в таком месте, чтобы между вами туда-сюда ходили прохожие. Начните разговаривать на любую тему. В принципе, не важно, о чем пойдет речь, главное, чтобы вы слышали друг друга. Говорите так, как вы говорили бы, просто прогуливаясь вместе. Упражнение нужно выполнять не менее десяти минут.
Результат упражнения имеет два важных эффекта: во-первых, вы перестаете стесняться окружающих, а во-вторых, начнут работать связки, легкие и речевой аппарат в целом. Люди стеснительные говорят тихо, как бы извиняясь за то, что они вообще смеют что-либо произносить. А для публичного выступления это крайне вредное свойство, ведь никому неинтересно напрягаться, вслушиваясь в шепот неуверенного докладчика.
Если не получилось в первый раз, можно повторять упражнение до тех пор, пока вы перестанете замечать окружающих и сможете получать удовольствие от разговора.