Расчеты в условных единицах: нестандартные ситуации

Договоры в условных денежных единицах достаточно распространены в нашей стране. В одном из предыдущих номеров автор рассказывал об отражении операций по сделкам в условных единицах в бухучете при различных схемах оплаты. Были рассмотрены особенности налогообложения прибыли и НДС и механизм применения ПБУ 18/02. В настоящем номере будут рассмотрены примеры, возникающие в ситуациях, когда происходит частичная оплата после отгрузки, и проанализировано, как в этом случае рассчитать курсовые разницы в бухгалтерском учете и суммовые разницы в налоговом учете.
Договоры в условных денежных единицах распространены в нашей стране. Этой проблеме мы посвящали статью в одном из недавних выпусков 1, но вопросы продолжают поступать. Поэтому мы решили уделить больше внимания интересующим бухгалтеров ситуациям. В настоящем материале автор проанализирует примеры, возникающие при частичной оплате после отгрузки. Кроме того, рассмотрим ситуацию, когда покупатель расплачивается за приобретенные товары (работы, услуги) не единовременно, а несколькими частичными платежами. Как в этом случае рассчитать курсовые разницы в бухгалтерском учете и суммовые разницы в налоговом учете?

Частичная оплата после отгрузки

Бухгалтерский учет

Согласно п. 11 ПБУ 3/2006 при полном (частичном) погашении дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, в бухгалтерском учете отражаются курсовые разницы. В этом пункте зафиксировано требование отразить курсовые разницы, но не сказано, как их рассчитать: исходя из полной суммы задолженности, отраженной в бухучете на момент оплаты, либо исходя из той части задолженности, которая соответствует сумме платежа. Иными словами, если покупатель оплатил половину стоимости приобретенных ценностей, то при определении курсовой разницы нужно пересчитывать всю сумму задолженности (100%) или следует выявлять разницу между 50% задолженности и суммой платежа?

Прямого ответа на этот вопрос в ПБУ 3/2006 нет. В то же время в п. 7 данного стандарта говорится, что на дату совершения операции в иностранной валюте или на отчетную дату следует пересчитать средства в расчетах по действующему курсу иностранной валюты.

О том, что можно переоценивать лишь...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Исправляем ошибки по-новому: ПБУ 22/2010

При составлении отчетности за 2010 год ошибки в бухгалтерском учете следует исправлять в соответствии с новым ПБУ 22/2010. Из статьи вы узнаете, какими бывают ошибки (существенными и несущественными), что не является ошибками, порядок их исправления, а также о том, когда бухгалтерскую отчетность придется уточнить.