Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются полноценными участниками системы государственных закупок. Однако в этом случае у них возникают проблемы с возмещением налога на добавленную стоимость, который включается в цену государственного контракта. В данной статье проанализированы наиболее актуальные вопросы возможности возмещения НДС. Причем эти вопросы рассматриваются с позиций и «упрощенца», и государственного заказчика.
Налогообложение организаций, применяющих УСН, имеет ряд особенностей. Причем эти налоговые тонкости в ряде случаев не корректируются законодательством о государственных закупках. Система государственных закупок устанавливает строго регламентированные рамки для участников, однако у «упрощенцев» есть способы возместить НДС. В статье рассматриваются практические аспекты возмещения НДС организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Организации, применяющие УСН, как участники торгов на поставку товаров для государственных нужд
Лица, применяющие упрощенную систему налогообложению, не уплачивают НДС (ст. 346.11 НК РФ), за исключением данного налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. «Упрощенцы» в контрактах (договорах) НДС не выделяют, не ведут учет и оформление счетов-фактур. Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) не устанавливается каких-либо ограничений для участия организаций, применяющих УСН, с участием в процедуре размещения госзаказов. В ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ указывается, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В ч. 1 ст. 8 данного закона указано, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Эта норма нашла подтверждение и в письме Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 № Д22-1740. А п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо указывает, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или группе участников торгов преимущественных условий.
Особенностью Закона № 94-ФЗ является то, что он не связывает вопросы размещения госзаказов с вопросами налогообложения поставщиков или подрядчиков. Это объяснимо, так как данный законодательный акт регулирует отношения по поводу размещения и исполнения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Но его нормами не предусмотрены какие-либо ограничения для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение государственного заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурсов, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Цена госконтракта формируется в зависимости от способа проведения закупок. В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта или лота. Причем цена контракта или лота формируется с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату налогов и пр. В случае если госзаказчик формирует цену без учета данных расходов, то эта информация должна быть отражена в конкурсной документации.
В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации было указано, что цена государственного контракта составляет 750 000 руб. с учетом налогов, транспортных расходов и пр. То есть стоимость госконтракта компенсирует поставщику все дополнительные расходы. Если бы цена составляла 750 000 руб. без учета налогов, транспортных расходов и пр., то поставщик нес бы дополнительные, не возмещаемые расходы.
Частью 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ отмечено, что документация об аукционе (в настоящее время проводятся аукционы только в электронной форме) также должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене контракта. Смысл аукциона по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд состоит в заключении контракт с поставщиком, предложившим наименьшую цену.
Закон № 94-ФЗ устанавливает единые требования к формированию цены закупаемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) для всех видов государственных закупок.
В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой НДС в случае, если за 3 предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость в совокупности не превышает 2 млн руб. Требования к участникам торгов приведены в ч. 1-2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ. Однако законодательство о закупках для государственных нужд не содержит каких-либо ограничений по допуску участников, основанных на применяемых системах налогообложения. Причины отказа в допуске к участию к конкурсным или аукционным процедурам связаны только с непредставлением необходимых документов или с несоответствием критериям участия. Данные критерии изложены в ст. 12 Закона № 94-ФЗ. Любые иные отказы в допуске к участию в торгах влекут административную ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тысяч рублей и не более 30 тысяч рублей.
Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут поступить следующим образом: к составу конкурсной (аукционной) документации или котировочной заявке приложить документы, подтверждающие факт применения им УСН (форма 26.2-2), либо при получении на рассмотрение и подписание проекта государственного контракта внести в него соответствующую запись.
Встречаются мнения, согласно которым заказчик должен указывать цену госконтрактов для всех категорий участников: и для применяющих общую систему налогообложения, и для «упрощенцев». В ряде случаев такой позиции придерживаются и органы федеральной антимонопольной службы. Однако эта позиция является прямым нарушением законодательства о государственных закупках. На стороне заказчика в этом вопросе и налоговое законодательство. Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляется к оплате сумма налога на добавленную стоимость. Арбитражные суды придерживаются именно такой позиции.
В постановлении Девятого арбитражного суда от 29.08.2007 № 09АП-9838/2007-ГК указано, что допускаются к участию в открытом конкурсе лица, применяющие УСН, у которых в заявке на участие в конкурсе указана цена государственного контракта без НДС.
Практические вопросы заключения государственных контрактов
При рассмотрении вопросов участия «упрощенцев» в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд главной проблемой является вопрос цены госконтракта: должен или нет расчет цены учитывать сумму НДС? А также проблема такого рода: если победителем конкурсов (аукционов, запросов котировок) будет организация, применяющая УСН, надо ли уменьшить сумму госконтракта на сумму исключаемого из расчета НДС?
Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ цена государственного (муниципального) контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Этим же пунктом допускается снижение цены госконтракта по соглашению сторон без изменения поставляемого количества товаров (работ, услуг). Однако случаев таких немного и со способом применяемой системы налогообложения они не связаны.
При подготовке конкурсов, аукционов или при запросе котировок законодательство не требует от заказчика учитывать особенности применяемой поставщиком или потенциальным поставщиком системы налогообложения. А проведение отдельных закупочных процедур только для «упрощенцев» законодательством не предусмотрено. «Упрощенец», чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов и требований по уплате НДС, при подписании государственного контракта не вписывает сумму НДС. Это же относится и к выставляемым счетам-фактурам. В противном случае организация, применяющая УСН, должна будет уплатить НДС. Следуя позиции Минфина России, изложенной в письме от 07.09.2009 № 03-07-11/219, ясно, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счетов-фактур с выделенным НДС все организации, включая перешедших на УСН, обязаны подать налоговую декларацию и уплатить НДС, согласно норме ст. 174 НК РФ. Исходя из смысла письма УФНС по г. Москве от 21.03.2011 № 16-15/026297@ и в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ фактически оплаченный налог на добавленную стоимость по условиям государственного (муниципального) контракта не может приниматься к вычету в составе расходов. Поэтому организации, применяющие УСН, должны следить за тем, чтобы в тексте государственного контракта не была указана сумма НДС.
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выиграла открытый конкурс на поставку товара для государственных нужд на сумму 750 000 руб. Сумма НДС составила 135 000 руб. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 29 Закона № 94-ФЗ при подписании госконтракта поставщик указал, что цена составляет 750 000 руб., без выделения отдельной строкой НДС.
При заполнении государственных (муниципальных) контрактов организации в поле НДС проставляют прочерк. В некоторых случаях это считается нарушением и самовольным изменением текста госконтракта. Однако имеется письмо Минэкономразвития от 03.03.2009 № Д05-1097, в котором указывается, что согласно ч. 3 ст. 29 и ч. 3 ст. 38 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса/аукциона заключается на условиях, указанных в извещении об их проведении, по цене, предложенной победителем конкурса или аукциона. Таким образом, победителю конкурса или аукциона, применяющему упрощенную систему налогообложения, можно не заполнять поле НДС, так как это не меняет условий заключаемого государственного контракта. Если победитель-«упрощенец» включает в текст государственного контракта поле «НДС не предусмотрен», это также не меняет условий заключаемого государственного контракта (см. письмо Минэкономразвития от 10.11.2009 № Д22-1255).
Возможна ситуация, когда организация, применяющая общий режим налогообложения, в ходе выполнения госконтракта начнет использовать упрощенную систему налогообложения. Ряд авторов и консультантов указывают на необходимость в этом случае внесения изменений в контракты и отмену всех ранее выставленных счетов-фактур. Однако эта позиция не подкреплена ссылками на законодательство, поскольку, как отмечалось выше, цена государственного контракта является неизменной и применение различных льготных режимов не сказывается на изменении цены и условий госконтрактов. Организация-заказчик, если ей стало известно об изменении принципа налогообложения после подписания государственного контракта, может внести в него изменения или дополнения. Вся ответственность за своевременное представление документов, подтверждающих факт того, что организация-поставщик перешла на УСН, ложится на саму организацию.
Сложившаяся ситуация с точки зрения заказчика не имеет никаких последствий и рисков: государственный контракт был заключен с организацией-поставщиком на предложенных условиях, к заявке на участие в конкурсе/аукционе не были приложены документы, подтверждающие применение участником УСН; если в ходе представления заявок на участие в конкурсе/аукционе и соответствующих документов участник внес в ряд из них какие-либо изменения, то об этом он был обязан уведомить конкурсную комиссию. И если это не произошло до момента подписания государственного контракта, то изменить цену будет невозможно, потому что цена является твердой и не подлежит изменению. Такая позиция заказчика является безупречной, потому что он до момента подписания и начала исполнения государственного контракта не располагал документами, подтверждающими факт перехода поставщика на упрощенную систему налогообложения. Однако в ряде регионов органы Росфиннадзора ставят неизменение цены заказчиком ему в вину, мотивируя свои претензии тем, что это является нецелевым использованием бюджетных средств. Однако сотрудники Росфиннадзора в этом случае не правы. Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств определяется как направление использования их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей – получателей бюджетных средств в соответствии с нормами КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Административная или уголовная ответственность налагается по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и по ст. 285.1 УК РФ соответственно. С 01.01.2010 при обнаружении фактов нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям применяются только меры административной и уголовной ответственности. Поэтому нецелевое использование бюджетных средств никак не связано с контрактным ценообразованием.
В ходе проверки, проводимой Росфиннадзором, было установлено, что организация-заказчик, заключившая по итогам торгов государственный контракт на сумму 1 000 000 руб. (820 000 руб. – сумма собственно выполняемых работ и 180 000 руб. – сумма НДС), не предприняла меры к уменьшению стоимости госконтракта, после того как стало известно, что после подписания вышеуказанного контракта исполнитель работ стал применять УСН. По мнению сотрудников Росфиннадзора, контракт следовало уменьшить на сумму НДС, так как контрагент не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость и в этом случае у него образовывалось необоснованное обогащение. Кроме того, как считают сотрудники Росфиннадзора, сумма НДС в размере 180 000 руб. является фактом нецелевого использования бюджетных средств, потому что переплаченные денежные средства могли быть использованы не по назначению. Организация-заказчик оспорила претензии территориального управления Росфиннадзора и мотивировала свои действия тем, что нецелевого использования бюджетных средств не было, так как имело место их расходование на цели, предусмотренные бюджетной росписью. Они отнесены на соответствующую статью КОСГУ в соответствии с письмом Минфина РФ от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О направлении Методических указаний по применению классификации операций сектора государственного управления». Поэтому обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств являются необоснованными. Также организация-заказчик указала, что при проведении торгов потенциальный исполнитель работ не представил какие-либо документы, позволяющие сделать вывод о том, что он намерен перейти на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает порядок изменения цены контракта по причине изменения применяемой поставщиком системы налогообложения. В ходе обсуждения акта проверки с руководством территориального управления Росфиннадзора все претензии по нецелевому использованию бюджетных средств были сняты.
В данном случае максимальное нарушение, которое может быть вменено заказчику, – неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Однако для этого должно быть доказано, что в процессе проведения торгов и в процессе подписания государственного контракта заказчику не были представлены документы, подтверждающие факт применения контрагентом упрощенной системы налогообложения. Также заказчик может сослаться на принцип проведения конкурсов, изложенный в ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ. Согласно ему под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Таким образом, снижение цены законодательно не предусмотрено.
Гораздо больше проблем может возникнуть у «упрощенца», так как ему придется отслеживать правильность оформления выставленных им и ему счетов-фактур, счетов и пр.
Необходимо остановиться на возможности снижения цены контракта на сумму НДС. Такая возможность предоставляется ч. 4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Законодатель установил, что возможно уменьшение цены госконтракта при том же объеме поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных нужд), то есть тот же объем поставок при неизменном объеме товаров (работ, услуг).
Организация, применяющая общую систему налогообложения, заключила госконтракт на оказание услуг на 600 000 руб., из них 492 000 руб. – собственно госконтракт и 108 000 руб. – НДС. После подписания контракта в период его исполнения организация – победитель торгов перешла на упрощенную систему налогообложения и в связи с этим представила документы о применении ею упрощенной системы налогообложения. Так как заказчик еще не осуществлял оплату по контракту и согласился уменьшить его цену при неизменном объеме поставляемого товара, было подписано дополнительное соглашение, в котором указана новая цена: 492 000 руб. без НДС.
Ряд авторов и налоговых консультантов считает возможным востребовать с заказчика сумму НДС, начисленную сверх цены договора. Следует отметить, что такая позиция противоречит официальной позиции Федеральной налоговой службы, которая в письме от 08.02.2007 № ММ-6-03/95@ указала, что НДС уплачивается за счет средств продавца (исполнителя). В случае неуплаты налога вся ответственность возлагается на исполнителя (победителя торгов) и не может быть переложена на заказчика (контрагента). Однако ряд арбитражных судов полагает, что сумму НДС можно взыскать с заказчика.
Согласно постановлению ФАС СКО от 21.10.2008 № Ф08-5599/2008 следует, что организация-подрядчик применяла упрощенную систему налогообложения, не включала НДС в акты и счета-фактуры. После перехода на общую систему налогообложения подрядчик перевыставил заказчику счета-фактуры и в письменной форме потребовал возместить суммы НДС. Суд постановил, что заказчик обязан возместить сумму налога.
«Упрощенец» в аналогичных случаях может выиграть в части возмещения сумму НДС, но проиграет он значительно больше: испорченные отношения с государственными структурами и малая вероятность того, что такое же положительное заключение арбитражный суд вынесет повторно. Да и решения арбитражных судов не носят законодательный характер и применяются только в пределах арбитражного округа. Для целей налогообложения прибыли это не увеличивает доходную часть.
В рассматриваемом случае заказчик неправильно построил систему защиты, мотивируя отказ возместить сумму налога фактом отсутствия лимитов бюджетного финансирования и фактом окончания работ. Заказчик должен был сослаться на нормы налогового законодательства и законодательства о государственных закупках, позволяющие ему не возмещать НДС. Кроме того, согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет только три года. А мнение Минфина и ФНС в этой ситуации однозначно: НДС должен уплачивать продавец (поставщик, подрядчик). УМНС РФ по г. Москве в письме от 16.01.2004 № 21-08/02825 указывает, что сумма НДС уплачивается или за счет собственных средств организации, или за счет денежных средств, полученных от контрагентов.
Таким образом, возмещение НДС для «упрощенцев» имеет ряд положительных и отрицательных сторон. Положительными моментами возможности возмещения является получение дополнительных денежных средств. Отрицательными является то, что полученные денежные средства не будут включаться в доход; то, что законодательство о государственных закупках не предусматривает возможность изменения цены контракта на сумму НДС, и то что данное законодательство не во всех вопросах взаимосвязано с налоговым законодательством.