Инструкция по возврату переплаты по страховым взносам

В статье подробно рассказано, как зачесть или вернуть переплату по страховым взносам, в какие сроки это возможно, какую сумму можно вернуть, куда обращаться, как заполнить заявление и каков порядок налогообложения сумм, ­возвращенных или зачтенных из бюджета.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть зачтена в счет предстоящих платежей по страховым взносам, в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, а также возвращена на расчетный счет организации. Пошаговую инструкцию о том, как это сделать, вы найдете в статье.

Излишне уплаченные взносы

Общие правила

Для начала перечислим основные нормативные акты. Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных ­заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

С 14.05.2014 вступил в силу приказ Минтруда России от 04.12.2013 № 712н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов», которым утверждены новые формы документов для проведения зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (далее – Приказ № 712н).

Сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть использована следующим образом (ч. 1 ст. 26 Закона № 212-ФЗ и ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ):

  • зачтена в счет предстоящих платежей по страховым взносам;
  • зачтена в счет погашения задолженности по пеням и штрафам;
  • возвращена на расчетный счет организации.

Указанные правила применяют также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов (ч. 24 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Отметим, что чиновники обязаны сообщать организациям о каждом ставшем известным им факте излишней уплаты страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такового (ч. 3 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Причем с 2015 г. указанное сообщение должно быть оформлено в ­письменной или электронной форме. Это следует из подп. «а» п. 15 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по ­вопросам ­обязательного социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ).

Как правило, в случае обнаружения факта переплаты взносов чиновники предлагают произвести сверку расчетов по страховым взносам. ­Результаты такой сверки оформляют актом (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Зачет

Зачет излишне уплаченных страховых взносов (штрафов, пеней) производится исключительно в пределах одного бюджета (ч. 21 ст. 26 Закона № ­212-ФЗ). Не допускается зачет между бюджетами разных государственных внебюджетных фондов (между взносами, пенями, штрафами, уплаченными на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование) 1.

К сведению

С 2015 г. станет возможным зачет излишне уплаченных взносов по одному виду страхования, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемых тем же органом контроля 2. Осуществляется такой зачет по заявлению организации, поданному в письменной или электронной форме (подп. «з» и «д» п. 15 ст. 5 и ст. 6 Закона № 188-ФЗ).

Часто зачет излишне уплаченных страховых взносов производится чиновниками самостоятельно (ч. 6 и 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Тем не менее организация вправе проявить инициативу и представить в фонд ­письменное заявление о зачете (с 2015 г. можно подавать заявление и в электронном формате 3) (ч. 6 и 9 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). В данном ­случае следует ­воспользоваться формами, утвержденными Приказом № 712н:

  1. для зачета излишне уплаченных взносов, пеней и штрафов в ПФР и ОМС – формой № 22-ПФР (образец заполнения см. в Примере 1);
  2. для зачета излишне уплаченных взносов, пеней и штрафов в ФСС ­России – формой № 22-ФСС РФ (образец заполнения см. в Примере 2).
Пример 1. Фрагмент заявления по форме 22-ПФР

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?