Как анонимка может стать основанием для внеплановой проверки

Разнообразие требований, регламентирующих работу с обращениями граждан, порой приводит к тому, что органы государственной власти запутываются и начинают трактовать их в собственных интересах по принципу «здесь играть, а здесь не играть». Усинский городской суд Республики Коми рассмотрел дело № 12-29/2015 в марте 2015 года, в котором был поднят достаточно острый на данный момент вопрос – можно ли на основании анонимки принимать решение о проведении внеплановой проверки коммерческой структуры.

Все началось с того, что в октябре 2014 года на официальный сайт Управления Роспотребнадзора в Республике Коми поступило заявление гражданина, содержащее информацию о нарушении законодательства о защите прав потребителей в деятельности ООО «Торговая компания “Усинскснаб”». Оно было направлено с электронной почты этой организации и подписано вымышленными Ф.И.О. Данное обращение послужило основанием для издания распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки. В ходе нее были выявлены факты реализации организацией продукции без соответствующей маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ. В результате ООО было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ со штрафом и конфискацией продукции, продававшейся с нарушением законодательства. ООО решило обратиться в суд.

Первая инстанция опиралась на части 2 и 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Там перечислены основания для проведения внеплановой проверки, и в т.ч. сказано, что таковым не может быть заявление, которое не позволяет установить лицо, обратившееся в орган госконтроля. А в данной ситуации в заявлении были указаны вымышленные Ф.И.О. и электронная почта, не принадлежащая заявителю, – реального человека «вычислить» не удалось. Потому Усинский городской суд квалифицировал обращение как анонимное, которое не могло служить основанием для выездной проверки Роспотребнадзора.

Но Верховный суд Республики Коми в октябре 2015 года поддержал позицию прокуратуры, опираясь совсем на другой закон – от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В соответствии с частью 3 статьи 7 этого закона в обращении должны быть указаны Ф.И.О. и адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Обращение, послужившее основанием для проверки, этим требованиям соответствовало, следовательно, внеплановая проверка Роспотребнадзора правомерна!

Какие выводы здесь можно сделать? Конечно, городской суд формально был прав. Но хорошее законодательство не должно позволять формально отмахиваться от даже полностью анонимных жалоб, если в них сообщается о действиях, представляющих большую угрозу для людей и государства – то есть нужна возможность (в том числе через суд) сопоставить интересы предпринимателя и общества, чтобы принять взвешенное решение. Именно так и поступил Верховный суд Республики Коми.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Служебные записки и протоколы как основания к приказам

Все приказы у нас формируются в рамках основной деятельности (в том числе и по личному составу), в констатирующей части упоминаются: – служебные записки (если служебные записки «О работе в выходные дни, сверхурочное время», то они с подписями сотрудников, но есть служебные записки и на производственные темы, не касающиеся персонала); – внутренние протоколы в качестве основания к изданию приказов. Интересует срок хранения указанных оснований. Уместно ли их оформлять в констатирующей части приказа и допустимо ли совместное хранение с приказами.

Можно ли использовать сокращенные наименования в тексте приказов?

На предприятии существует приказ «О присвоении индивидуальных индексов», который включает сокращенные наименования структурных подразделений и должностей. Допустимо ли использовать их в текстах приказов нашего предприятия?

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.