Из-за каких ошибок гендиректору придется оплатить из личного кармана долги обанкротившейся фирмы в несколько миллионов

Привлечение к субсидиарной ответственности руководителей организаций за несохранение документов – одна из самых назидательных тем для тех руководителей, которые не заботятся о документальном фонде своей организации. Арбитражный суд г. Москвы 22.02.2018 рассмотрел дело № А40-179170/16, в июне 2018 года им занялся Девятый арбитражный апелляционный суд1. В этой истории несохранность документов дополнилась ошибками гендиректора в обращении со своей электронной подписью и оформлении собственного увольнения. События развивались следующим образом:

  • в октябре 2016 года общество ООО «АБРИС АВТО» было признано банкротом. Был утвержден конкурсный управляющий. Ему руководитель ООО не передал бухгалтерскую документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности. Это послужило основанием для обращения конкурсного управляющего в суд о привлечении к субсидиарной ответственности на общую сумму 8,6 млн рублей 3 граждан:
    • первый был только участником общества,
    • второй, кроме того, еще побывал его генеральным директором в 2011–2014 годах, а
    • третий человек был вторым гендиректором этого ООО в 2014–2016 годах;
  • суд выяснил, что в представленной бухгалтерской отчетности ООО:
    • баланс за 2013 год составил более 83,8 млн руб., при этом основная часть активов – дебиторская задолженность, НДС. Он был сдан в ИФНС России № 13 по г. Москве первым директором;
    • активы ООО за 2014 год включали в т.ч. запасы в размере более 31,9 млн руб., финансовые и другие оборотные активы – более 30,9 млн руб. Баланс за 2014 год был сдан в ИФНС вторым генеральным директором;
    • за 2015 год был сдан «нулевой» баланс. Каких-либо разумных пояснений относительно выбывших из бухгалтерской отчетности активов ответчики не представили, в связи с чем суд пришел к выводу об искажении бухгалтерской отчетности;
  • первого человека, который был только участником ООО, суд второй инстанции оправдал, т.к. на нем не было обязанности организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов. А вот оба гендиректора были признаны виновными. Причем второй из них:
    • утверждал, что был номинальным руководителем (не имел доступа к учредительным, финансовым и бухгалтерским документам, не имел своего рабочего места) и направил по электронной почте в адрес учредителя заявление об увольнении с 18.09.2014, после чего не подписывал никаких документов;
    • но во-первых, баланс за 2014 год в марте 2015 года был передан в электронном виде и подписан его электронной подписью, а в случае утраты ключей ЭП он сразу должен был уведомить об этом удостоверяющий центр, чего он не сделал. Во-вторых, в ЕГРЮЛ сведения о прекращении его полномочий были внесены только в апреле 2016 года. Допустив эти 2 ошибки, он остался в числе лиц, с которых суд решил взыскать задолженность обанкротившегося ООО. Если бы он воспользовался статьей «Сложности передачи документов организации при уходе гендиректора без его замены новым» в № 11’ 2018 нашего журнала, то такой трагедии не случилось бы.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Сноски 1

  1. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 03.10.2018 № Ф05-14276/2015 оставил судебные акты нижестоящих инстанций без изменения. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как в приказе об увольнении «зачеркнуть ненужное»?

Как в приказе об увольнении понимать фразу в скобках «(ненужное зачеркнуть)»? Что здесь ненужное? От чего это зависит? Как правильно заполнить?

Председатель экспертной комиссии: им может быть не заместитель гендиректора?

В государственном учреждении меняется состав экспертной комиссии. Может ли быть ее председателем не заместитель руководителя учреждения, а директор дирекции, курирующей делопроизводство? Директор дирекции находится в прямом подчинении руководителя учреждения. А заместители руководителя учреждения делопроизводство не курируют.

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Как исправить ошибку в акте комиссии

Показываем 3 варианта исправления ошибки в акте комиссии: если она технического свойства (например, ошибка счета); если она важная фактическая; если признаются недействительными все результаты работы комиссии. Какие приказы в этих случаях издаются. Как оформить акт об исправлении ошибки. Как на алгоритм действий влияет статус комиссии, допустившей ошибку (постоянно действующая или специально созданная). Как уточнить персональный состав комиссии, которая будет исправлять ошибки. Поводом для статьи стал вопрос нашего подписчика.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.