Top.Mail.Ru

Депутаты предлагают заключать трудовые договоры в электронной форме

В Госдуму РФ внесен законопроект № 736455-71, который позволяет заключать трудовые договоры и обмениваться юридически значимыми сообщениями (заявления, уведомления, обращения, разрешения, требования и т.д.) в электронном виде. Авторы законопроекта поясняют, что правила о юридически значимых сообщениях уже есть в ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ2: это сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В трудовом законодательстве такой нормы пока нет, однако юридически значимые сообщения имеют большую практическую значимость как на стадии заключения трудового договора, так и в период его действия. Передача одной стороной трудового договора другой стороне сообщения любого содержания (заявление, уведомление, обращение, разрешение, требование и т.д.) влечет соответствующее юридическое последствие, предусмотренное трудовым законодательством. Поскольку в ТК РФ отсутствуют правила, устанавливающие порядок их доставки не в виде бумажного документа, это создает опасную неопределенность. В связи с этим депутаты предлагают дополнить ТК РФ новыми ст. 15.1-15.3 и закрепить в них:

1. Общие положения о юридически значимых сообщениях. Обмен ими может быть произведен:

  • не только в личном присутствии в одном месте работника и работодателя или при направлении сообщения стороне трудового договора в виде бумажного документа с использованием почтовой связи,
  • но и с использованием электронных или иных технических средств.

Касается это и ситуаций, когда трудовое законодательство требует исключительно личного присутствия работника и ознакомления под личную подпись.

2. Порядок доставки юридически значимых сообщений сторон трудового договора:

  • моментом, с которого юридически значимое сообщение влечет юридические последствия, является доставка сообщения адресату (когда адресат получил возможность ознакомиться с содержанием сообщения – когда оно доставлено, даже если оно не было открыто и прочтено);
  • для установления личности отправившего сообщение может использоваться любой способ, позволяющий достоверно ее определить. Например, в трудовом договоре указываются адреса электронной почты сторон или прописывается использование электронной простой цифровой подписи (сочетания логина и пароля) или усиленной квалифицированной.

3. Возможность для работника в любой момент в одностороннем порядке отказаться от обмена юридически значимыми сообщениями в электронной форме. Как уточнили авторы законопроекта: «…поскольку не все работники могут или желают пользоваться различными электронными устройствами для приема таких сообщений».

Еще планируют дополнить ст. 64 ТК РФ новой частью, в которой прямо указать возможность заключения трудового договора путем обмена документами и информацией посредством электронных и иных технических средств. Некоторые работодатели уже сейчас заключают трудовые договоры путем обмена с работниками по электронной почте отсканированными документами, содержащими образы подписей сторон. Но пока это прямо не разрешено в ТК РФ, суды не всегда признают такие договоры заключенными.

Предполагается, что поправки вступят в силу уже с 01.10.2019. С учетом того, что трудовые книжки скоро тоже уйдут «в цифру», перспективы у проекта вполне реальны, хотя сроки кажутся несколько поспешными. Будем держать вас в курсе.

Сноски 2

  1. https://sozd.duma.gov.ru/bill/736455-7 Вернуться назад
  2. Далее – ГК РФ. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?