Гражданка владела земельным участком с разрешением использования под индивидуальную жилую застройку, но у участка было обременение из-за памятников культурного наследия. Чтобы избавиться от этого обременения, она обратилась в суд для признания недействующими постановления администрации Саратовской области 1993 года и решения исполкома Саратовского областного Совета народных депутатов 1989 года о признании памятниками культуры мешающих ей объектов, поскольку они были изданы без проведения государственной историко-культурной экспертизы.
И суду администрация города, действительно, не смогла предъявить документы о результатах такой экспертизы, объясняя это следующим образом:
- орган охраны объектов культурного наследия неоднократно реорганизовывался;
- прошло много времени и интересующие первичные документы были уничтожены в соответствии с номенклатурами дел в 1995 и в 2002 году.
Суд встал на сторону администрации (решение Саратовского областного суда от 30.01.2020 по делу № 3а-26/2020). Его не смутило даже, что номенклатуры дел использовались органами власти как доказательство того, что сроки хранения первичных материалов к нормативным правовым актам истекли. При этом не было никаких ссылок на акты о выделении документов к уничтожению, которые могли бы подтвердить факт реального уничтожения документов.
Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов