Федеральный закон от 30.12.2020 № 538-ФЗ дополнил перечень возможных наказаний по ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ за клевету, т.е. «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию»:
- помимо штрафа и обязательных работ
- с 10 января 2021 года появилась возможность назначать наказание в виде лишения свободы, принудительных работ и ареста.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «в связи со стремительным развитием информационных технологий в качестве источника информации все большее значение приобретают информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть “Интернет”. Большинство сайтов в сети “Интернет” не являются средствами массовой информации, поскольку не зарегистрированы в таком качестве... При этом зачастую указанные сайты имеют аудиторию, значительно превосходящую по охвату традиционные СМИ».
Поэтому в УК РФ установлена уголовная ответственность за клевету, совершенную публично «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, а равно в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных» (ч. 2 ст. 128-1 УК РФ). Это правонарушение может наказываться:
- штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
- обязательными работами на срок до 240 часов;
- принудительными работами на срок до 2 лет;
- арестом на срок до 2 месяцев;
- лишением свободы на срок до 2 лет.
Интересно, что Верховный Суд РФ в своем отзыве на законопроект высказал замечания, которые учтены не были: «…с учетом того, что под клеветой как уголовно наказуемым деянием понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство или подрывающих репутацию конкретного лица, указание в проектной ч. 2 ст. 128.1 УК РФ в качестве одного из квалифицирующих признаков на совершение клеветы в отношении нескольких лиц, в т.ч. индивидуально неопределенных, представляется не вполне обоснованным». Видимо, судьи обратили внимание законодателей на эту формулировку, поскольку в ее применении могут возникнуть проблемы, но это покажет только судебная практика.
Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов