Top.Mail.Ru

Суд счел завышенным срок хранения персональных данных клиента

Достаточно часто претензии граждан в отношении нарушений законодательства по защите персональных данных (ПДн) возникают как «довесок» к более серьезному спору с оператором персональных данных.

В сентябре 2021 года «Альфа-Банк» заключил с гражданином договор накопительного счета «Альфа-счет» путем присоединения к договору о комплексном банковском обслуживании физических лиц. В договоре были следующие сроки обработки ПДн:

  • «Банк осуществляет обработку персональных данных клиента в течение всего срока действия соглашений, договоров, включая договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «Альфа-Банк», заключенных с банком, а также в течение 10 лет с даты прекращения обязательств сторон по соглашениям» (п. 3.16.14);
  • «Персональные данные Клиента подлежат уничтожению по истечении 10 (десяти) лет с даты прекращения обязательств Сторон по Договору» (п. 3.17).

Гражданин пожаловался на банк, и Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в январе 2022 года решило, что:

  • срок обработки персональных данных клиента (в договоре) в течение 10 лет с даты прекращения обязательств явно завышен и противоречит Закону о персональных данных1, т.к. этот закон требует:
    • ограничить обработку ПДн достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и
    • уничтожить либо обезличить ПДн по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (если иное не предусмотрено федеральным законом);
  • договор ущемляет права потребителя и «Альфа-Банк» виновен в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, назначив штраф в размере 10 000 рублей.

Далее спор перешел в судебную плоскость, но в мае 2022 года Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-12838/2022-146-98) отказался оправдывать «Альфа-Банк». Это решение потом подтвердили Девятый арбитражный апелляционный суд в июле 2022 года и Арбитражный суд Московского округа в октябре 2022 года.

Обратите внимание: проигрыш спора мог быть связан не с тем, что банк был в принципе неправ, а с тем, что он не сумел убедительно объяснить суду, почему был необходим именно такой срок хранения документов с ПДн клиентов. Для сравнения, в Перечне документов кредитных организаций срок хранения:

  • для документов с персональными данными клиентов – 5 лет ЭК (ЭПК) после полного исполнения обязательств по кредитному договору (а на практике эти 5 лет легко могут растянуться на все 25),
  • а если эти документы включить в досье клиента, то в ряде случаев хранить их можно еще дольше, даже постоянно!

Фрагмент документа

Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков их хранения (утв. положением Росархива № 1 и Центрального банка Российской Федерации № 801-П от 12.07.2022)

Номер пункта

Вид документа (виды документов)

Срок хранения документов в кредитных организациях

Примечания

1

2

3

4

1.1. Кредитование и гарантии

5

Договоры о предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам, кредитные досье заемщиков – юридических лиц (кредитные заявки, копии учредительных и правоустанавливающих документов, документы (служебные записки, переписка) по обеспечению кредитов и целевому использованию кредита, технико-экономические обоснования, бизнес-планы, копии решений уполномоченных органов кредитных организаций, заключения, копии договоров, соглашений, копии платежных поручений, копии счетов, акты выполненных работ, акты о проверке состояния предмета залога), в том числе по сопровождению действующих кредитов с просроченными платежами и проблемных кредитов

5 лет ЭК (ЭПК) после полного исполнения обязательств по кредитному договору, списания задолженности по обязательствам

 

2.2. Ведение счетов по вкладам (депозитам)

50

Документы (в том числе согласия на обработку персональных данных, анкеты клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати, заявления об изменении персональных данных) по персональным данным клиентов

5 лет ЭК в случае хранения в досье клиента срок хранения равен сроку хранения досье

 

9. Операции (сделки) с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов, а также драгоценными камнями

349

Досье пользователей недр

Постоянно

 

350

Досье на участников рынка драгоценных металлов, документы по ведению счетов в драгоценных металлах

10 лет после закрытия досье

 

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Сноски 1

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

«Общество с ограниченной ответственностью» пишется с маленькой или большой буквы?

Почему в тексте документов слова «общество с ограниченной ответственно стью» или «акционерное общество» в составе полного наименования организации должны писаться с маленькой буквы? Например, «…направили в общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”…». И почему в большинстве случаев мы видим написание с заглавной буквы? Например, «…направили в Общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”…».

«Государственный» и «Федеральный» в названии организации

С какой буквы пишутся слова «государственный» или «федеральный» в названии формы собственности предприятия. Например, федеральное бюджетное учреждение «Лерой» или Федеральное бюджетное учреждение «Лерой»?

Что нужно сделать службе ДОУ в конце года

Состав работ, который традиционно выполняется в конце и начале года, в разных организациях отличается. Показываем, что входит в обязательную программу и что еще целесообразно сделать (сможете проверить себя по «чек-листу»). Где взять подсказки для наилучшего выполнения.

Внедрение простой электронной подписи: шаг за шагом

Опыт крупной организации по внедрению простой электронной подписи (ЭП) для перевода в цифру внутренних документов изложен в виде оптимального порядка действий (кто что должен сделать). Разбираются варианты визуализации на документах квалифицированной и простой ЭП. Зачем работодателю выпускать сертификат для простой ЭП. Как обозначить круг документов и действия с ними, для которых можно применять простую ЭП. Опубликованы примеры приказа о внедрении новой технологии и Положения об использовании простой ЭП в организации, а также согласия работника на признание равнозначности его простой ЭП собственноручной подписи на бумажном носителе.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.