Top.Mail.Ru
Состав работ, который традиционно выполняется в конце и начале года, в разных организациях отличается. Показываем, что входит в обязательную программу и что еще целесообразно сделать (сможете проверить себя по «чек-листу»). Где взять подсказки для наилучшего выполнения.

Большинство организаций до конца года стараются утвердить номенклатуру дел на следующий год. Источники комплектования государственных и муниципальных архивов еще составляют паспорт архива. На этом «обязательная программа» во многих организациях заканчивается. Поэтому и мы данным вопросам в конце года постоянно уделяем внимание в журнале.

Например, про составление номенклатуры дел набралось уже несколько десятков статей и ответов на вопросы. Чтобы не повторяться, каждый год мы приглашаем высказаться новых экспертов, которые делятся своим опытом, рассматриваем произошедшие изменения, новые аспекты и тенденции (например, в № 11` 2024 были статьи о номенклатуре дел кадровой службы и о принципиальном увеличении срока хранения дел). В результате сейчас этот материал мы систематизировали в 3 подборки:

  • «Номенклатура дел: составляем правильно», где даем базовые знания по разработке и оформлению номенклатуры дел, а затем добавляем способы решения более узких задач:
    • как заполнить графы номенклатуры дел;
    • как отразить в ней электронные и конфиденциальные документы, переходящие и гибридные дела и др. «оригинальности»;
    • как привлечь к разработке номенклатуры структурные подразделения, чтобы максимум задач переложить на них, и облегчить работу службе делопроизводства;
    • как подсчитать количество заведенных бумажных и электронных дел, как составить итоговую запись к номенклатуре;
    • как оформить дополнение к номенклатуре дел и др.
  • «Номенклатура дел: сроки по новому Перечню», где тоже множество статей и ответов на вопросы;
  • «Новый Перечень со сроками хранения», где речь идет о:
    • Перечне управленческих документов со сроками хранения;
    • Перечне научно-технических документов;
    • Перечне для кредитных организаций;
    • новых ведомственных перечнях документов со сроками хранения.

Просто напоминаем вам, что всем этим можно воспользоваться! Для этого в верхнем меню сайта delo-press.ru прокручиваете навигатор до нужной темы и вуаля – получаете обещанное.

Рисунок 1. Навигатор тем в верхнем меню сайта delo-press.ru

Однако в конце года службе документационного обеспечения управления (и лично ее руководителю) стоит сделать кое-что еще, а о каких-то задачах имеет смысл напомнить профильным подразделениям или выполнить их совместно. Поэтому предлагаем вам своеобразный «чек-лист»:

  • В зоне непосредственной ответственности службы ДОУ:
    ☐ разработка и утверждение номенклатуры дел на следующий год;
    ☐ заполнение итоговой записи к номенклатуре дел (по окончании года);
    ☐ закрытие журналов регистрации (заодно придется разобраться с обнаруженными в них ошибками);
    ☐ паспорт архива организации (его оформление обязательно для источников комплектования);
    ☐ график сдачи дел в архив;
    ☐ доверенность для получения корреспонденции на почте;
    ☐ отчет об исполнительской дисциплине;
    ☐ отчет об объеме документооборота (желательно с анализом динамики и предложениями по улучшению);
    ☐ красиво презентовать свою работу руководству :)))
    ☐ план работы на следующий год;
    ☐ подготовка материалов и расчетов для возможной корректировки штатной численности своего подразделения в следующем году (однако бюджет на следующий год обычно разрабатывается заранее, часто в октябре).
  • Факультативные задачи на конец года службы ДОУ:
    ☐ наведение порядка в доверенностях и договорах;
    ☐ актуализация локальных нормативных актов по делопроизводству и архивному хранению документов;
    ☐ актуализация процессов и шаблонов документов в СЭД вместе с ИТ-службой, чтобы с нового года все работало корректнее;
    ☐ поздравительная новогодняя кампания (по клиентам и партнерам);
    ☐ новогодний корпоратив (для родной организации).

Практические рекомендации по выполнению этих задач (особенно из первой «обязательной» части списка) вы найдете в подборке публикаций «Закрытие делопроизводственного года» (см. «1» на Рисунке 1). Просто пробежитесь по ней глазами, чтобы найти для себя то полезное, что сейчас сможете использовать.

Ориентируйтесь не только на заголовки статей (они короткие). Более информативны аннотации, которые фактически являются кратким содержанием. Заметим, что даже одна и та же задача разными руководителями служб ДОУ решается с использованием своих ноу-хау, поэтому здесь собран целый ассортимент решений.

Рисунок 2. Название и аннотация статьи в подборке на выбранную тему (на delo-press.ru)

Тематические подборки публикаций – это один из инструментов
навигации по Базе знаний о современном делопроизводстве, которой
вы можете воспользоваться (статьи без «замочков» полностью доступны
всем посетителям сайта). Подробнее о Базе знаний см. здесь:

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Расчет численности и повышение производительности службы ДОУ

На какие утвержденные Минтрудом России нормативы времени на выполнение работ по документационному обеспечению управления можно опереться. Как их можно свести в таблицу Excel для удобства расчета необходимой численности службы ДОУ (исходя не просто из общего объема документооборота за год, а из трудоемкости выполняемых операций). Поднять производительность труда можно за счет повышения мотивации персонала, а также устранения потерь путем внедрения приемов бережливого производства в службу ДОУ. Подсказываем, что можно сделать в этих направлениях.

Как можно применять профстандарты в службе делопроизводства

Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала. Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.

Подборка готовых решений для закрытия делопроизводственного года

Что нужно сделать в конце делопроизводственного года и как – собран опыт ведущих специалистов по управлению документами с алгоритмами работы и примерами оформления документов, отчетов (множество вариантов!).

Требования какого профстандарта или ЕКС надо применять к специалисту службы ДОУ?

В каких случаях организациям надо руководствоваться профстандартами, квалификационными справочниками. Какие требования по составу должностных обязанностей и уровню образования предъявляют все эти нормативные документы к специалисту службы ДОУ, делопроизводителю, документоведу. Почему должности в штатном расписании могут быть названы неправильно, и на что тогда ориентироваться. Поводом для написания этой статьи стал вопрос читателя.

Доверенности: как выдавать, учитывать и отменять

В конце года стоит провести «инвентаризацию» доверенностей, чтобы «переиздать» нужные и собрать или отозвать ненужные организации доверенности. Объясняем, как выдавать и оформлять доверенности (что указывать обязательно, а что нет, сколько они могут действовать, как идентифицировать организацию, ИП и физлицо в качестве доверителя или поверенного) – приводим образцы отдельных формулировок и целой доверенности. Можно ли выдавать несколько экземпляров одной доверенности, как заверить ее копии. Как организации фиксировать факт выдачи доверенности – что стоит сохранять кроме учетной записи в журнале. Показываем, как отзывать доверенности: даем образцы приказов об отзыве конкретной доверенности и всех выданных за определенный период (актуально при смене гендиректора), письма контрагенту и уведомления в суд, извещения поверенного о необходимости возврата доверенности и акта на случай его отказа.

Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация (часть 1)

Как можно назвать подразделение, ответственное за документационное обеспечение управления, какие подразделения в него могут входить. Какой должностной состав возможен. Как рассчитать необходимую численность работников. Какие задачи и функции должна выполнять служба ДОУ, как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Как выявить загрузку работников и рассчитать необходимый численный состав (приводим 2 методики), как бороться с дубляжом функционала при помощи матрицы ответственности. На какие нормативные и методические документы общегосударственного уровня стоит опереться, для кого они обязательны, откуда что можно взять.

В конце года обнаружились «пустые» регистрационные номера

Нужно различать ситуации пропущенного регистрационного номера, ошибочно изданного или утраченного документа (действовать в них надо по-разному). Показываем, как в конце года закрывать журналы регистрации (электронные и бумажные), если в них пропущены регистрационные номера. Объясняем, как оформить лист-заверитель и опись документов дела, в котором подшиты ошибочно проиндексированные документы из-за пропуска номеров.

Как отделу документационного обеспечения подвести итоги за год

Перечислены обязательные мероприятия, которые традиционно выполняются отделом документационного обеспечения любой организации в начале года, а также те, что вы можете включить в свой арсенал в качестве факультатива. Практические рекомендации автора помогут вам: составить отчет об объеме документооборота за прошедший год; получить «обратную связь» о качестве работы своего подразделения; закрыть журналы регистрации документов (бумажные и электронные); подсчитать количество заведенных за год томов дел и заполнить итоговую запись к номенклатуре дел; можно получить от подразделений и иные сведения, сделав дополнительные оргвыводы; приведена возможная форма отчета об исполнительской дисциплине; на основе собранных и проанализированных данных за прошедший год можно внести предложения по корректировке плана и бюджета своего отдела на текущий год.