Top.Mail.Ru

Если в пункте приказа указан срок исполнения «постоянно», то как он контролируется?

Вопрос
Если в пункте приказа указан срок исполнения «постоянно», то как и в какие сроки он контролируется?
Отвечает

Сначала – простой ответ. В концепциях, политиках, бизнес-планах, планах, приказах, распоряжениях и указаниях срок исполнения «постоянно» не должен указываться никогда. Такого срока исполнения не существует.

Необходимо помнить рекомендации Единой государственной системы делопроизводства (М., 1974) и Государственной системы документационного обеспечения управления (М., 1991), в соответствии с которыми контроль исполнения распорядительных документов организации (протоколов заседаний коллегиальных органов и приказов руководителя) осуществляется согласно указанному в них сроку.

Приказ как правовой акт, распорядительный документ, фиксирующий управленческое решение, должен быть составлен и оформлен правильно и содержать конкретный срок исполнения.

Пример 1. Пункт распорядительной части приказа (поручение) должен четко устанавливать срок исполнения

Если в приказе устанавливается новая правовая норма оперативного характера, обязательная для всех или какой-то конкретной категории сотрудников организации, порядок исполнения какой-то функции, процедуры, алгоритм действий по реализации услуг, продуктов и т.п., то правовая норма приказа будет действовать до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения и дополнения (но это будет уже другая правовая норма и новая версия приказа), пока она не будет отменена или пока не закончится установленный период ее применения (причем этот период применения, т.е. срок действия приказа, должен быть точно зафиксирован в констатирующей или распорядительной части его текста).

Пример 2. Период действия норм приказа указан в констатирующей части текста
Пример 3. Период действия нормы приказа указан в распорядительной части текста

Если какие-то правовые нормы в организации подлежат постоянному применению и контролю, предназначены для постоянного соблюдения в течение длительного времени, то они оформляются в таких организационных документах, как положения, правила, регламенты, включая административные и технологические, должностные инструкции, инструкции, тарифы, стандарты предприятия и т.п. Организационные документы утверждаются и вводятся в действие приказами. А контроль за соблюдением установленных в них требований и правил (правовых норм) будет осуществляться в порядке и по показателям оценки, которые сейчас принято устанавливать в самом организационном документе. Приказы об утверждении и введении в действие внутренних регламентирующих документов организации, как правило, не должны содержать пунктов о контроле за его исполнением. Наоборот, обязательным в подобных приказах становится пункт о возложении функции методического руководства применением утвержденного организационного документа – эта функция предусматривает:

  • контроль за соблюдением установленных требований, дополнительное разъяснение порядка их применения,
  • получение «обратной связи»,
  • составление отчетов, информирование руководства,
  • разработку предложений о совершенствовании и т.п.

Если в приказе все-таки установлен длительный срок исполнения, то «лучшие практики» современных организаций рекомендуют следующее:

  • если установлен срок исполнения более 30 дней, то срок представления докладов / промежуточных отчетов о ходе исполнения – каждые 5–10 дней или по каждому этапу исполнения, которые должны быть установлены в самом документе или определены исполнителем самостоятельно. А в случае невозможности исполнить документ в срок доклад об этом представляется не позднее 10 дней до истечения срока исполнения. Заметьте, что срок согласования проектов документов, составляемых в процессе исполнения, включается в период / срок исполнения;
  • обязательный предварительный контроль исполнения осуществляется в зависимости от значимости контролируемых решений:
    • планы и задания последующих лет – 1 раз в месяц или квартал, но не менее 1-2 раз в год;
    • планы и задания последующих месяцев текущего года – 1 раз в месяц;
    • документы и задания текущего месяца – каждые 10 дней и за 3–5 дней до истечения срока исполнения.

Минимум за 3 дня до истечения срока исполнитель (тот, чья фамилия указана в приказе, поручении или первой оформлена в резолюции) должен обратиться с мотивированной просьбой перенести / продлить срок. Решение о продлении срока исполнения принимает руководитель, проставивший резолюцию на документе, подписавший приказ или утвердивший задание и план работы. Снятие с контроля осуществляется после фактического исполнения заданий, поручений и документированного подтверждения их исполнения по существу (составлен новый документ, есть отметка об исполнении, отчет и т.п.).

Управленческая практика показывает интересную связь между характером решения и его исполнением – чем крупнее вопрос, сложнее решение, чем более длительного времени требует его исполнение, тем ниже осуществляемость / «исполняемость» этого решения в установленные сроки. Поэтому в конкретной ситуации рекомендуем всегда видеть «систему» и в сложном вопросе о контроле исполнения учитывать ее управленческие аспекты и организационное обоснование.

Контроль исполнения документов – совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов. Контроль всегда рассматривается в двух аспектах:

  • контроль исполнения по существу принятых решений, т.е. управленческий контроль по всем видам и уровням контроля;
  • контроль по срокам исполнения принятых решений.

Все технологические аспекты контрольной работы определяются в настоящее время построением системы контроля в организации:

  • организация системы контроля, рассмотрение отчетов и принятие решений по ним (системный управленческий контроль) осуществляют органы управления организацией (общее собрание акционеров, собрание учредителей, совет директоров, председатель совета директоров и т.п.);
  • контроль за функционированием системы управления организацией и текущий управленческий контроль возлагаются на исполнительные органы (коллегиальные и единоличный – правление, генерального директора; его заместителя по административному управлению, административного директора и специально создаваемую контрольную службу);
  • оперативный контроль и регулирование конкретных процессов контролируют руководители, ответственные за процесс, функцию, руководители структурных подразделений. Так в организации осуществляются специализированные виды контроля, например:
    • контроль соответствия текущей деятельности регулятивным нормам – служба внутреннего контроля, контрольное управление;
    • контроль соответствия предоставления услуг законодательным нормам и регулирование конфликта интересов – комплаенс-контроль, служба комплаенс по стандартам корпоративного управления;
    • контроль и анализ экономической деятельности, контроль исполнения планов и бюджетов – финансовый директор, ситуационный / аналитический центр, финансовый / бюджетный контролер;
    • контроль рисков – служба управления рисками;
    • контроль за проведением расчетов и соблюдением учетной и налоговой политик – руководитель организации, который делегирует эти полномочия главному бухгалтеру, бухгалтерия;
    • контроль применения действующего законодательства – юридическая служба;
    • контроль применения трудового законодательства – кадровая служба.

В специализированных видах контроля и в контроле исполнения документов и поручений обычно осуществляются 2 типа контроля / контрольных действий:

  • «последующий» контроль;
  • предупредительный контроль.

Оба типа контрольных действий с той или иной степенью полноты выполняла служба делопроизводства и секретари (служба помощников / аппарат руководителей), действуя в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству организации, в которой регламентировался прежде всего «сроковый» контроль.

Но в связи с утверждением Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477; с изменениями) контроль исполнения документов даже по срокам теперь к зоне ответственности делопроизводства формально не относится.

Контроль исполнения документов и поручений (и в аспекте универсального алгоритма контрольных операций, и в аспекте установления сроков исполнения) рассматривается как часть текущего управленческого контроля в рамках процессов административного управления организацией и закрепляется в специальном регламенте контрольной работы или в административных регламентах (раздел о контроле за реализацией административной процедуры). Основное внимание в настоящее время должно быть сосредоточено не столько на контроле исполнения, сколько на контроле качества решений, что и входит в состав задач современной контрольной службы, которая подчиняется, как правило, первому руководителю организации.

Но и руководители, и контрольная служба не могут осуществлять контроль исполнения без тех инструментов, которые составляются и оформляются в делопроизводстве:

  • журналов и карточек (это основные учетные и регистрационные формы и в электронном, и в бумажном виде), а также
  • специального классификатора (это перечень документов, подлежащих контролю исполнения, с указанием сроков исполнения; в нем устанавливаются категории контролируемых документов и сроки их исполнения, которые для конкретной организации будут считаться обязательными, типовыми).

Именно в этой области находится «точка роста» эффективного участия службы делопроизводства в процессах административного управления организацией.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Приказы об утверждении и введении в действие ЛНА

Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?

На сколько обязательны утвержденные организацией шаблоны документов?

Согласно приказу введен в действие Единый реестр шаблонов предприятия (в него включены, например, шаблон приказа, исходящего письма, должностной инструкции, локального нормативного акта и др.). В организационно-распорядительном документе также указано, что порядок разработки, утверждения и корректировки указывается в приложении к приказу. Статус «Шаблон» документ получает только на основании регистрации в Едином реестре шаблонов. При этом в приказе ничего не указано о статусе таких шаблонов. Просим разъяснить, какой статус будут носить такие шаблоны: обязательный, добровольный или рекомендательный? Если, например, работник возьмет за основу шаблон должностной инструкции и включит пункты, которые отсутствуют в нем, то будет ли это являться отступлением от требований в использовании шаблона?

Если на основном документе есть гриф ДСП, а на приложениях нет

Организация направила нам документ с грифом «Для служебного пользования». Сам документ на 3 листах, на нем проставлен гриф. А приложения к нему на 28 листах (две таблицы) грифа не имеют. Как правильно расценивать приложения? Они тоже подпадают под гриф ограничения доступа, хоть он на них не проставлен, или приложения не являются документами ДСП?

У документа несколько резолюций разных руководителей

Наша компания крупная, у генерального директора много заместителей по определенным направлениям. В организацию зачастую поступают документы, адресованные двум должностным лицам компании. Например, двум заместителям, когда в одном письме затрагиваются вопросы, которые курируют эти руководители. Соответственно, документ передается на рассмотрение и тому, и другому руководителю. Таким образом, один и тот же документ будет иметь две резолюции, как правило, с указанием разных исполнителей и разными сроками исполнения (ведь у каждого руководителя свое видение). А иногда фамилии исполнителей частично совпадают у обоих руководителей. К тому же документы с резолюциями от двух руководителей могут выйти не одновременно, т.к. один из руководителей может отсутствовать на рабочем месте, например находиться в командировке. От второго руководителя резолюция может выйти позже, чем от первого. На какую резолюцию необходимо опираться при направлении документа на исполнение и постановке на контроль, ведь служба делопроизводства не может игнорировать ни одну, ни другую резолюцию? Но и ставить одному и тому же документу разные сроки исполнения абсурдно, равно как и направлять на исполнение в разные отделы.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?