Top.Mail.Ru
Вопрос
Как нумеровать номенклатуры дел в подразделениях и сводные по организации?
Отвечает

Формы номенклатуры дел, которые утверждены как приложения 25 и 26 в составе действующих Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526), не предусматривают оформления даты и индекса номенклатуры дел как обязательных идентификационных реквизитов. Основным идентификатором здесь становится заголовок номенклатуры дел: «На______________год».

Но требования к организации работы с документами всегда предусматривали, что каждый документ должен быть идентифицирован в пределах своего документопотока. Все правила регистрации документов базируются именно на этом принципе разделения документопотоков и учета документов обычно в пределах календарного года с проставлением даты и индекса (регистрационного номера) документа. Кроме того, сложившиеся правила оформления номенклатуры дел всегда устанавливали, что она оформляется на общем бланке организации, что предусматривает оформление и даты документа, и его индекса.

А поскольку номенклатуры дел утверждаются ежегодно, то сложилась практика их регистрации (проставления индексов) в валовом порядке в течение всего периода существования организации и ее структурных подразделений. Номенклатуры дел организации за весь период ее существования образуют свой самостоятельный и своеобразный «документопоток» в пределах общего документопотока внутренних документов. А номенклатуры дел структурных подразделений по аналогии образуют свои самостоятельные «документопотоки номенклатур дел» в каждом подразделении. Поэтому номер номенклатуры дел на практике сформировался как сложный индекс:

  • первая часть индекса – это номер дела, в которое формируется номенклатура дел и иные документы об организации делопроизводства;
  • вторая часть – следующий порядковый номер номенклатуры дел, который присваивается ежегодно.

Пример 1

Допустим, что номенклатура дел организации впервые составляется в 2014 году.

Служба делопроизводства в номенклатуре дел, как правило, имеет индекс 01. В номенклатуре дел этой службы документы о делопроизводстве всей организации формируются в дело, которое необходимо располагать в конце систематизированного списка дел (например, номер 27). Тогда заголовок данного дела будет иметь индекс 01-27.

После согласования и утверждения номенклатуры дел:

  • в 2014 году на 2015 год ей может быть присвоен индекс 01-27/01;
  • в 2015 году на 2016 год ей присваивается следующий порядковый номер 01-27/02;
  • в 2016 году на 2017 год – присваивается индекс 01-27/03 и т.д.

Такой же порядок индексации номенклатур дел применяется и в структурных подразделениях. Для этого необходимо только из года в год сохранять преемственность индексации дела, в которое формируются документы об организации делопроизводства в каждом структурном подразделении, в которое будет подшиваться и очередная номенклатура дел. Правда, это особо важно для номенклатур дел прежде всего территориально обособленных структурных подразделений. Ведь после утверждения номенклатуры дел организации во внутренние структурные подразделения направляются ее разделы в виде выписок из сводной или копий сводной номенклатуры дел (каждое подразделение получает «свою часть»). Ведь первоначально разработанная подразделением номенклатура, попадая в службу делопроизводства, может оптимизироваться там, вливаясь в сводную номенклатуру дел организации уже в измененном виде (именно эту последнюю версию своего раздела подразделение и получает потом обратно в виде выписки либо копии, подшивая в свое дело).

Можно руководствоваться и упрощенной практикой индексации номенклатур дел, которая часто реализуется в системах электронного документооборота. В пределах общего документопотока внутренних документов организации номенклатуры дел и организации, и структурных подразделений включаются в документопоток организационных документов. Номенклатура дел является многофункциональным документом и выполняет одновременно функции классификатора, планового, учетного и организационного документа. Вот эта организационная функция и берется за основу идентификации номенклатуры дел, которая будет осуществляться как обычно в валовом порядке в пределах календарного года, но с учетом установленной для СЭД структуры индексов.

Пример 2

По классификатору документов, который применяется в СЭД, документопоток организационных документов имеет индекс 01. Начиная с 1 января каждого года данный индекс будет дополняться за счет валового порядкового номера организационного документа, начиная с первого номера (в структуре индекса для порядкового номера обычно рекомендуют выделять 3 знака, это определяется объемом данного документопотока за год – обычно более тысячи внутренних организационных документов в деятельности организации не создается). Таким образом, правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в январе, могут иметь индекс 01001, а номенклатура дел организации, утвержденная в декабре, – индекс 01078 (78-й порядковый номер в пределах документопотока внутренних организационных документов).

Номенклатуры дел структурных подразделений нумеруются в таком же порядке: индекс подразделения + порядковый номер номенклатуры дел в пределах документопотока организационных документов этого подразделения (в год их создается совсем немного).

    При выборе системы индексации номенклатур дел обратите внимание, что оформление даты и номера номенклатуры дел как идентификационных реквизитов данного документа предусматривается:

  • Основными правилами работы архивов организаций (были одобрены решением коллегии Росархива от 06.02.2002 и остались в статусе методического, рекомендательного документа; см. приложения 7 и 8) и
  • Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76; см. приложения 18 и 19).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Принципиальное увеличение сроков хранения документов

Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?

Аудиовизуальные документы в номенклатуре дел

Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Как внести изменения в номенклатуру дел

В какой экземпляр утвержденной номенклатуры дел в течение года вносятся рабочие корректировки. Какие организации и когда оформляют дополнение к утвержденной номенклатуре дел. Как отразить появление новых дел (не предусмотренных изначально), как уточнить заголовки дел, исправить срок хранения, что вносится в графу «Примечание», как действовать при изменении структуры организации, как отразить количество заведенных томов дел.

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.