Top.Mail.Ru

Срок хранения договоров о разработке программного обеспечения в разных Перечнях отличается - какой выбрать?

Вопрос
Статья 215 Перечня управленческих документов 2010 г. и статья 1796 Перечня НТД звучат практически одинаково, но при этом в первом случае срок хранения 5 лет ЭПК, во втором – постоянно. Как понять, в каком случае какой перечень нужно применять?
Отвечает

Для начала процитируем упомянутые статьи перечней, чтобы они были перед глазами:

Фрагмент документа
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее – Перечень 2010 г.)

Фрагмент документа
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182 (далее – Перечень НТД)

Уже из названий этих перечней понятно, на какие функции и направления деятельности организации и на какие категории и виды документов они распространяются.

Если организация решает усовершенствовать и автоматизировать свои общие функции управления (в Перечне 2010 г. они перечислены как 12 разделов – своеобразное содержание перечня), то она проводит конкурс, открывает проект разработки и внедрения информационной системы (ИС), заключает договор с ИТ-компанией – подрядчиком. Срок хранения этого договора и документов по его исполнению можно будет определять по Перечню 2010 г. Только необходимо иметь в виду, что срок хранения – это результат аналитической работы по оценке значимости документов для деятельности организации, а не только поиск самой подходящей статьи по Перечню документов со сроками хранения. Поэтому:

  • организация должна сначала обратить внимание на ст. 215 Перечня 2010 г., которая предписывает срок хранения 5 лет ЭПК после истечения срока действия договора;
  • а потом подумать, для чего еще могут понадобиться эти документы. ИС организации должна быть поставлена на баланс, она будет относиться к нематериальным активам, по ней будет исчисляться амортизация. Срок эксплуатации может оказаться больше или меньше срока амортизации. После года, когда закончится и эксплуатация, и амортизация, договоры придется хранить еще как минимум 4 года (подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ) или 5 лет (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») с года последнего их использования в качестве основания для учетной операции / исчисления налогов. До настоящего времени ИС эксплуатировались в среднем 10 лет (но данный показатель имеет тенденцию к сокращению), за конкретной цифрой вам надо обращаться в свою ИТ-службу. А срок амортизации подскажет бухгалтерия.

Плановый период эксплуатации может отличаться от фактического и со стороны бухгалтерии потребность в этих документах может удлиниться. Поэтому, назначая срок хранения, надо ставить рядом отметку ЭПК.

Кстати, в Перечне 2010 г. ст. 215 устанавливает срок хранения не просто 5 лет после истечения срока действия договора, но и отметку «ЭПК», что означает необходимость оценки реальной значимости подобных договоров для деятельности организации по истечении 5 лет и возможность увеличения сроков их хранения даже до постоянного.

Перечень НТД устанавливает разные сроки хранения документов в организациях, которые играют разные роли в научной, научно-технической и производственной деятельности, но эти виды деятельности являются для них основными. Раздел 13 «Автоматизированные системы» Перечня НТД и его ст. 1796 предназначены в основном для организаций, осуществляющих работы по проектированию и созданию автоматизированных систем в качестве основного вида деятельности. Но Указания по применению данного перечня (п. 1.4) предусматривают, что в этом процессе могут быть участниками:

  • организации, утверждающие или согласовывающие документы (как правило, это государственные регулирующие органы, например, Минкомсвязь России, ФСО России, Роскомнадзор, ФСТЭК России и т.п.);
  • авторы (разработчики) документов (ИТ-компания – разработчик программных кодов, системного программного обеспечения);
  • организации – заказчики документации (прежде всего это ИТ-компании, осуществляющие разработку прикладного программного обеспечения и «упаковку» информационной системы как продукта);
  • эксплуатационные организации, не являющиеся заказчиками документации (ИТ-компания, осуществляющая только поддержку информационной системы).

Хотя к группе заказчиков можно относить и все другие организации, которые «покупают» ИС как продукт, и на основании договора ИТ-компания осуществляет его функциональную настройку в соответствии с техническим заданием, т.е. кастомизацию.

В процессе экспертизы ценности необходимо учитывать технологические критерии, в т.ч.:

  • перспективы долговременного или постоянного хранения электронных документов, создаваемых в ИС;
  • возможности их конвертации в форматы архивного хранения или миграции в собственно архивную информационную систему.

Для управления этими процессами потребуется и договор, документы по его исполнению, характеризующие все функциональные требования и все возможности ИС.

А с точки зрения критериев содержания необходимо с привлечением специалистов ИТ-отдела при экспертизе таких договоров выявлять, насколько уникальной является разработанная система, увеличивает ли капитализацию бизнеса владение ею, в течение какого времени она будет сохранять свою ценность. Ведь не секрет, что по договорам разработки ИС обычно осуществляются лишь «легкие» настройки уже имеющегося у ИТ-компании типового решения, к тому же ИС быстро устаревают, как и другие современные технологии.

Поэтому рекомендуем качественно проводить экспертизу ценности документов. В ИТ-компаниях и на предприятиях, где автоматизируются основные производственные циклы, можно применять ст. 1796 из Перечня НТД по отношению ко всем договорам, на основании которых информационные системы как продукт / товар приносят прибыль по основной их деятельности. А для организаций, которые внедряют информационные технологии в управленческие процессы, возможно применять ст. 215 Перечня 2010 г.

Каждая организация на заседании экспертной комиссии должна обсудить применение того или иного нормативного перечня и обосновать конкретный срок хранения. Результат будет зависеть от значимости ИС и документов к ней, которые формируются как досье по проекту разработки и внедрения ИС или досье по договору на разработку и внедрение системы.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Копии распорядительных документов включать в акт об уничтожении?

Нужно ли включать в Акт об уничтожении такие документы, как, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Очень сильно спорим с коллегами по данному вопросу. Считаю, что все документы по номенклатуре имеют 2 варианта «списания» из делопроизводства: или в описи (постоянного и свыше 10 лет хранения), или в акт на уничтожение (до 10 лет). Коллеги считают ненужным включать в акт копии распорядительных документов, которые направляются в подразделения и формируются подразделениями в соответствующие дела по их номенклатуре дел.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?