Кто должен разрабатывать номенклатуры дел обособленных структурных подразделений за границей?

Вопрос
Подскажите, пожалуйста, должна ли организация (местонахождение в Москве) вести номенклатуры дел своих зарубежных обособленных структурных подразделений? Обособленные структурные подразделения так и называются: обособленное структурное подразделение в такой-то стране. Или номенклатуры дел должны составляться самими обособленными структурными подразделениями?
Отвечает

Ежегодно «вести» номенклатуры дел, т.е. систематизировать свои документальные фонды и правильно формировать дела в соответствии с номенклатурой, должны сами обособленные структурные подразделения.

Вопрос заключается в том:

  • каждое ли обособленное структурное подразделение в рамках выполняемых функций будет разрабатывать индивидуальную номенклатуру дел или
  • головная организация в плановом порядке и централизованно разработает типовую или примерную номенклатуру дел обособленного структурного подразделения?

В первом случае ответственные за делопроизводство в каждом обособленном подразделении разрабатывают и ежегодно готовят к переутверждению (а существенно пересматривают 1 раз в 5 лет) приказом руководителя обособленного подразделения соответствующую номенклатуру дел. При этом рекомендуется направлять проект номенклатуры дел на очередной год на согласование в службу делопроизводства головной организации, т.к. все процессы систематизации документов и формирования дел должны управляться и контролироваться. Первый вариант выбирают, когда не все созданные обособленные подразделения выполняют одинаковые задачи и функции, и в деятельности каждого проявляется специфика.

Во втором случае служба делопроизводства головной организации принимает решение о разработке примерной или типовой номенклатуры дел для своих обособленных подразделений в плановом порядке.

Типовая номенклатура дел разрабатывается, если основные направления деятельности и функции обособленных подразделений практически одинаковы. Поэтому в ней фиксируется однотипный состав дел, наилучшим образом формулируются единообразные для всех подразделений заголовки дел и устанавливаются сроки их хранения. Иногда фиксируется и вторая часть индекса дела (просто номер в зависимости от степени значимости документов и во взаимосвязи дел). Типовая номенклатура дел утверждается приказом руководителя головной организации и имеет обязательный характер.

Примерная номенклатура дел разрабатывается для обособленных подразделений, когда их деятельность не совсем единообразна, в деятельности каждого проявляется специфика задач и функций. В примерной номенклатуре дел фиксируются прежде всего дела по общим функциям управления (оперативное управление, кадры, бухгалтерский и налоговый учет, взаимодействие с территориальными органами власти и управления), а далее – по степени значимости дела по тем функциям организации, которые она вообще передала своим обособленным подразделениям, с указанием сроков хранения дел, а также индексов (при необходимости). Примерная номенклатура дел утверждается приказом руководителя головной организации, но носит рекомендательный характер, т.к. в индивидуальную номенклатуру дел каждое обособленное подразделение будет включать заголовки только тех дел, которые возникают в его деятельности, конкретизированные с учетом ее специфики.

Но во всех случаях типовая или примерная номенклатура дел помогает существенно сэкономить время ответственных сотрудников обособленных подразделений на ежегодную разработку (подготовку к утверждению) индивидуальной номенклатуры дел, т.к. заголовки дел уже сформулированы правильно, сроки хранения установлены, схема систематизации дел намечена.

Заголовки дел из типовой и примерной номенклатуры дел могут уточняться, а сроки хранения переносятся в индивидуальную номенклатуру дел обособленного подразделения без изменений.

Каждая организация решает подобные организационные вопросы самостоятельно. Служба делопроизводства головной организации должна предложить первому руководителю 1 из перечисленных нами способов управления процессом систематизации документального фонда организации, за обеспечение сохранности которого будет отвечать в конечном счете первое лицо (единоличный исполнительный орган).

Кстати, обратите внимание на относительно новый методический документ, который опубликован на сайте Росархива – Методические рекомендации по разработке федеральными органами государственной власти примерных номенклатур дел для территориальных органов и подведомственных организаций (Росархив/ВНИИДАД. М., 2018). Может быть, они помогут принять конкретное решение.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Что указать в номенклатуре дел вместо постоянного срока хранения

Организация не является источником комплектования государственного архива. В Перечне 2019 года установлено, что такие организации могут не хранить постоянно документы, для которых Перечнем 2019 года установлен срок хранения «постоянно». Как оформить это в номенклатуре дел?

С кем необходимо согласовывать номенклатуру дел?

Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?

В номенклатуру дел какого подразделения включать паспорт транспортного средства?

В номенклатуру дел какого подразделения необходимо включить паспорт транспортного средства: – бухгалтерии, т.к. это имущество предприятия, – транспортного отдела, т.к. он осуществляет контроль эксплуатации транспортного средства, или< – подразделения менеджера продаж, который использует ТС по назначению?

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.