Описан опыт крупного производственного предприятия по разработке примерной номенклатуры дел и сопутствующего ей методического документа, чтобы помочь своим структурным подразделениям более самостоятельно составлять свои номенклатуры дел на каждый следующий год.
Вы узнаете, на какие вопросы при этом пришлось искать ответы и какие были найдены решения: в систематизации дел, подсчете их заведенного количества, определении сроков хранения, правил формирования дел и др.
Опубликован образец приказа, который теперь запускает процесс разработки номенклатур дел подразделениями.
Считается, что примерную номенклатуру дел разрабатывают ведомства либо холдинги для своих «подведомственных» организаций. У нас несколько иная ситуация – нам надо было научить свои структурные подразделения, в т.ч. территориально удаленные и весьма крупные, составлять их номенклатуры дел. Было решено проделать большую часть работы за них – разработать примерную номенклатуру. А чтобы не объяснять одно и то же каждому из подразделений, решили создать и методический документ, назвав его «Инструкция по применению примерной номенклатуры дел».
Таким образом, методику работы с номенклатурой дел мы не стали включать в Инструкцию по делопроизводству организации, а сделали на этот счет отдельный ЛНА 1 и Примерную номенклатуру дел. Мы решили поступить по аналогии с федеральными органами государственной власти, воспользовавшись подходом, описанным в недавно вышедших методических рекомендациях Росархива 2.
Методика работы, которую мы заложили в Инструкцию по применению примерной номенклатуры дел, в принципе, повторяет правила составления номенклатуры дел, приведенные в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44 (далее – Примерная инструкция), но тем не менее наш ЛНА отражает специфику документального фонда нашей организации.
Названия разделов номенклатуры
Мы решили выстраивать номенклатуру дел по структурной схеме, т.е. названиями ее разделов и подразделов сделали названия структурных подразделений, расположив их в соответствии с утвержденной структурой организации:
Пример 1. Фрагмент содержания к примерной номенклатуре дел
Индексы и заголовки дел
У нас возникли вопросы, касающиеся присвоения единых индексов для дел, формируемых в бумажном и электронном виде, а также для однотипных дел в разных подразделениях:
1) Как сохранить в номенклатуре дел одинаковые индексы для однородных дел, включенных в разные разделы, например, для дел с заголовком «Переписка», если количество таких дел, во-первых, может значительно различаться в подразделениях, и, во-вторых, в системе электронного документооборота (далее – СЭД) все-таки удобнее формировать дела по документопотокам, т.е. делить на «входящие» и «исходящие», а не группировать их в одно дело, содержащее вопрос-ответ, с заголовком «Переписка» и указанием адресата и / или тематики?
2) Как сохранить индекс для переходящих дел, не нарушив порядок присвоения индексов дел в СЭД?
Мы для себя приняли решение, что для большинства подразделений:
- будем начинать заголовок дела словом «Переписка» (как это часто делается в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558; далее – Перечень 2010 г.);
- но выделять тематику и / или адресатов переписки в примерной номенклатуре у всех подразделений не стали. Как показала практика, во-первых, исполнителям сложно сразу определиться, по каким вопросам они будут вести переписку в будущем году, во-вторых, эти заголовки часто меняются. Поэтому в примерной номенклатуре дел мы показываем общий для всех заголовок «Переписка », а далее либо исполнители делят переписку на отдельные тома и уточняют заголовок, либо используют возможности СЭД и раскладывают документы по электронным папкам, которые также можно называть по усмотрению самого исполнителя;
- в обязательном порядке мы отделяем только переписку, имеющую гриф ограничения доступа (у нас – «Конфиденциально»), от открытой переписки (Пример 2).
Пример 2. Фрагмент примерной номенклатуры дел
Свои наболевшие вопросы мы знаем, например, к какой переписке часто проявляют интерес...