Вопрос
Выяснилось, что предыдущий начальник отдела делопроизводства разрешил одному из отделов организации вести свой журнал регистрации приказов и распоряжений, т.е. они сами создают проект приказа, подписывают у директора, а потом у себя в отделе регистрируют и хранят. Сложившаяся практика кажется мне абсурдной. Кто прав и чем стоит руководствоваться в данном вопросе?
Отвечает

Если вы являетесь вновь назначенным начальником отдела, то начните в плановом порядке пересматривать и актуализировать действующие локальные нормативные акты по делопроизводству. Проверьте, когда были утверждены Положение об отделе делопроизводства и Инструкция по делопроизводству, срок действия которых сейчас максимум 5 лет.

В Положение об отделе включите свою функцию методического руководства и контроля за делопроизводством, а Инструкцию по делопроизводству обновите с учетом Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) и Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477). В данных нормативных правовых актах установлено общее правило, что документы после подписания руководителем передаются в службу делопроизводства для регистрации (п. 20 Правил делопроизводства и п. 5.45-5.47 Примерной инструкции).

Проверьте также, что если предыдущий начальник «разрешил», то это решение, изменяющее установленную технологию, должно было быть оформлено: как изменение, которое вносится в Инструкцию по делопроизводству, как приказ о предоставлении подразделению этого права с последующим внесением изменений в Положение о соответствующем отделе. Должно было быть установлено, по каким конкретным вопросам деятельности организации данный отдел получил право инициировать издание приказов, а после подписания руководителем регистрировать их, осуществлять текущее оперативное хранение и последующую подготовку к передаче в архив. Отдел, получив такие права, все равно должен соблюдать общие правила делопроизводства в организации, установленные утвержденной Инструкцией.

Практика показывает, что таким отделом в большинстве случаев является кадровая служба, которая оформляет приказы по личному составу, проводит процедуру их согласования, готовит к подписанию руководителем, а после подписания регистрирует, осуществляет ознакомление работников и формирует в дела в пределах их документопотоков.

В иных случаях такое «сепаратное» издание приказов может быть обусловлено делегированием начальнику другого отдела полномочий издания приказов по конкретным задачам и функциям отдела для оперативности решения вопросов деятельности всей организации. Но и делегирование должно быть документировано:

  • локальным нормативным актом и (или) приказом, содержащим положение о предоставлении соответствующего права,
  • закреплением его в должностной инструкции.

Но общее правило гласит, что с приказами по основной деятельности централизованно работает служба делопроизводства, осуществляющая документационное обеспечение распорядительной деятельности руководства организации.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Служебные записки и протоколы как основания к приказам

Все приказы у нас формируются в рамках основной деятельности (в том числе и по личному составу), в констатирующей части упоминаются: – служебные записки (если служебные записки «О работе в выходные дни, сверхурочное время», то они с подписями сотрудников, но есть служебные записки и на производственные темы, не касающиеся персонала); – внутренние протоколы в качестве основания к изданию приказов. Интересует срок хранения указанных оснований. Уместно ли их оформлять в констатирующей части приказа и допустимо ли совместное хранение с приказами.

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 1)

В первой части статьи в этом номере журнала задаемся вопросом: «А зачем дополнительно оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов, если они и так работают?» И сами же отвечаем. Самыми любопытными станут реальные примеры из жизни, которые вы сможете использовать в качестве аргументов при разговоре с коллегами и руководством.Перечисляем, из-за чего обычно тормозится регистрация входящих документов. Даем отдельные практические рекомендации, которые можно внедрить для ускорения работы на этом участке: метод дробления больших массивов документов, использование матрицы распределения входящих документов, разные типы автоматического взаимодействия СЭД и почтовой программы и др.

Можно ли использовать сокращенные наименования в тексте приказов?

На предприятии существует приказ «О присвоении индивидуальных индексов», который включает сокращенные наименования структурных подразделений и должностей. Допустимо ли использовать их в текстах приказов нашего предприятия?

Процедура нумерации технических документов: из опыта международных инжиниринговых компаний

Практика работы с техническими документами заимствована нашей компанией из западного проектного подхода. Благодаря реализации нескольких крупномасштабных технологически сложных объектов в России с участием иностранных компаний, данная практика у нас успешно закрепилась.В этой статье рассказываем, какие нормативные документы, регламентирующие работу с технической документацией по проекту, важно проработать до заключения контрактов между заказчиком и исполнителями, чтобы подписать их в составе комплекта договорной документации. Какие риски возникают, если этого не сделать.Как закрепить правила нумерации технических документов. Что можно кодировать в номере. Как обозначать версии документов, причины выпуска, коды согласования. Как меняется работа с документом в зависимости от этих характеристик.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Приказ об увольнении: все тонкости оформления

В этом номере журнала читайте 1 часть статьи, чтобы узнать: какие формы приказа о прекращении трудового договора можно использовать? как разработать свою? какие статистические коды можно задействовать? когда рядом с полным наименованием работодателя надо указывать сокращенное? как можно сократить длинное наименование документа из унифицированной формы № Т-8 Госкомстата РФ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение)»? как правильно заполнять даты издания приказа, увольнения работника и его ознакомления с этим документом? как в форму № Т-8 Госкомстата РФ вписывать сведения о факте прекращения трудового договора и увольнении, как при этом понимать фразу «ненужное зачеркнуть»?