Top.Mail.Ru
Вопрос
Когда правильно рассматривать на экспертной комиссии снятие отметки ЭПК с дел, включенных в номенклатуру дел: по окончании делопроизводственного года или непосредственно перед уничтожением по истечении срока хранения?
Отвечает

Процедура регламентирована совершенно иначе. Непосредственное уничтожение документов и дел возможно только после утверждения (или согласования) соответствующих описей дел и при условии согласования экспертной комиссией (ЭК) организации проекта акта о выделении документов к уничтожению. Обратите внимание на:

  • п. 4.11 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526; далее – Правила 2015 г.) и
  • п. 1.1.2 Методических рекомендаций по их применению, выпущенных ВНИИДАД в 2018 году.

Если следовать общему правилу, то снятие отметки «ЭПК» осуществляется на 2 этапе экспертизы ценности документов, когда сформированные дела с исполненными документами ежегодно готовятся к передаче в архив и выявляются документы, не подлежащие дальнейшему хранению в связи с истечением сроков их хранения, – по результатам этой работы составляются описи дел на передачу в архив и акты о выделении к уничтожению.

Отметка «ЭПК» означает, что часть документов дела с временным сроком хранения (например, «5 л. ЭПК»), по результатам экспертизы ценности может быть отнесена к документам постоянного срока хранения. Она является своеобразным предостережением от формального подхода к уничтожению всех документов дела по истечении обозначенных для него лет хранения. Дела с отметкой «ЭПК» подлежат полистному просмотру, и если в них обнаруживаются документы постоянного срока хранения, то они выделяются в самостоятельные дела и вносятся в опись дел постоянного хранения или включаются в уже сформированные однородные дела. Остальные документы с отметкой «ЭПК» включаются в акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению. При этом отметка «ЭПК» в акте не указывается.

Таким образом, экспертная комиссия организации «снимает» отметку «ЭПК» на очередном заседании (обычно в 1 квартале каждого года), когда рассматривает и согласовывает оформленный в соответствии с Правилами 2015 г. проект сводного акта. Акт оформляет служба делопроизводства на основании проектов актов (предложений), подготовленных в структурных подразделениях, и, конечно, методически руководит совместно с архивом подготовкой дел к передаче в архив. А факт согласования акта должен быть зафиксирован в протоколе заседания ЭК.

Если организация является источником комплектования государственного или муниципального архива, то соблюдение данной регламентированной процедуры для нее обязательно. В процессе экспертизы ценности на данном этапе участвует куратор соответствующего архива, который должен быть включен в состав экспертной комиссии организации (п. 4 Примерного положения об экспертной комиссии организации, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 43). Он заинтересован в полноте комплектования фонда источника комплектования и может помочь в оценке значимости документов, выявлении документов постоянного срока хранения в делах с отметкой «ЭПК».

Если ваша организация не является источником комплектования, то рекомендуем обратить внимание на интересный опыт лучших практик. Если направления деятельности стабильны (значит, стабилен и состав категорий и видов документов документального фонда), то из общего правила делаются исключения.

При качественно составленной номенклатуре дел с правильной систематизацией дел, точно сформулированными заголовками, полностью отражающими состав и содержание документов каждого конкретного дела, срок хранения дел сразу устанавливается в соответствии с перечнями документов со сроками хранения, но отметка «ЭПК» из них не переносится. В этом случае уже на 1 этапе экспертизы ценности документов (когда разрабатывается номенклатура дел и ее проект согласовывается экспертной комиссией) отметка «ЭПК» фактически совсем снимается или заменяется отметкой «ЭК». Но при этом номенклатура дел при ежегодном утверждении приказом руководителя организации внимательно пересматривается и уточняется 1 раз в 3 года (не в 5 лет, как обычно) или в связи с появлением новой функции и новых участков деятельности организации.

При такой технологии управления документами специалисты службы делопроизводства поддерживают актуальность номенклатуры дел в течение года, оперативно уточняют сроки хранения и осуществляют общий контроль за правильностью формирования дел. Квалифицированные исполнители и обученные ответственные за делопроизводство в подразделениях полностью соблюдают утвержденные схемы формирования дел. Тогда каждый документ сразу попадает в «правильное» дело, у которого в номенклатуре зафиксирован конкретный срок хранения (т.е. «засланных казачков» в деле не оказывается). И конечно, такую технологию должна поддерживать полнофункциональная информационная система (СЭД) с соответствующими настройками для управления сроками хранения документов, что могут позволить себе крупные организации.

Но практика показывает, что совсем небольшие организации тоже могут ее применять при стабильных функциях и стабильном составе документального фонда.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

В номенклатуру дел какого подразделения включать паспорт транспортного средства?

В номенклатуру дел какого подразделения необходимо включить паспорт транспортного средства: – бухгалтерии, т.к. это имущество предприятия, – транспортного отдела, т.к. он осуществляет контроль эксплуатации транспортного средства, или< – подразделения менеджера продаж, который использует ТС по назначению?

Служба ДОУ оформляет акт на уничтожение документов разных лет

За основу можно взять рекомендованную форму акта о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению (из архивных Правил 2023 года). Ее можно использовать для оформления уничтожения документов с истекшими сроками хранения в структурных подразделениях, в нее можно включить документы нескольких подразделений за несколько лет. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

С кем необходимо согласовывать номенклатуру дел?

Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Оформляем акты на уничтожение документов

В каком порядке в структурных подразделениях выявляются документы для уничтожения? Как описать в акте черновики, проекты и лишние экземпляры? Как составить сводный акт по организации о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению? Какие графы таблицы и реквизиты в утвержденной форме акта не нужно заполнять, если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, а также если к уничтожению выделяются документы подразделений, еще не сданные в архив организации? Факт уничтожения нужно документировать отдельно. Какие варианты оформления при этом возможны?

Сроки хранения договоров: теория и интересная практика (часть 1)

Где можно найти сроки хранения договоров. Какая специфика есть у акционерных обществ. Сроки хранения договоров, соглашений, контрактов, разбросанные по всему Перечню управленческих документов 2020 г., мы собрали в таблицу. Прокомментировали, как изменились сроки в действующем Перечне по сравнению с предыдущим 2010 г. Как определить срок хранения, если нужного вам договора в действующих Перечнях не нашлось. Примеры определения сроков хранения у договоров «двойного назначения». Когда договор считается законченным делопроизводством, чтобы со следующего года можно было начать исчислять его срок хранения. Эти аспекты мы рассмотрели в 1-й части очень подробной статьи, которую публикуем в этом номере журнала.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.