Вопрос
Является ли обязательным (какой документ-основание) проставление от руки номера и даты исходящего письма? В ГОСТ Р 7.0.97-2016 отсутствуют прямые указания к написанию номера и даты именно от руки.
Отвечает

Да, и в ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», и в Методических рекомендациях по его применению не говорится об обязательном ручном оформлении даты документа и его регистрационного номера. Но:

  • п. 4.10 Методических рекомендаций указывает, что дата проставляется работниками службы делопроизводства,
  • а п. 4.11 устанавливает, что регистрационный номер документа оформляется после его подписания.

В этой технологии находит отражение опыт лучших и веками сложившихся практик удостоверения документов. Дату и номер как идентификационные реквизиты официального документа (обеспечивающие вместе с подписью его юридическую силу) традиционно оформляет служба делопроизводства, действующая как своеобразное «третье» и независимое лицо. Подписанный уполномоченным лицом документ обычно именно она и оттиском печати удостоверит (при необходимости), и включит его в состав документального фонда организации, присвоив дату и регистрационный номер. Это самый простой и дешевый способ обеспечения подлинности документа и идентификации его в статусе оригинала, поскольку современные способы копирования позволяют изготовить заново или скомпилировать из копий составных частей и элементов практически любой проект документа в любой форме.

При применении СЭД проект документа на основе электронного шаблона обычно создается в системе. Если документ должен будет существовать в статусе бумажного оригинала, то в его визуализацию и настройки печати возможно включить оформление даты и регистрационного номера иным шрифтом, определенным размером кегля и другими идентифицирующими признаками, обеспечивающими защиту подлинности.

Нормативного правового акта об обязательном проставлении даты и номера документа от руки нет. Но ничто не мешает вам в Инструкции по делопроизводству своей организации установить правила оформления дат и номеров документов в зависимости от их вида, документопотока, способа изготовления и других особенностей применяемых технологий.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

s*c*e*a*@
22.09.2021, 19:00

Спасибо. Сама думала об этом и додумалась до того, что мне самой выгоднее "марать" документ своим корявым почерком, зато так с первого взгляда ясно и понятно, что это подлинный оригинал. Хотя почти весь документооборот - это обмен сканами, а живые документы остаются в папке "исходящие" с пометкой. Суду, наверное, тоже всё равно способ проставления даты и подписи. Или нет?

Редакция журнала
13.10.2021, 13:56 s*c*e*a*@

Здравствуйте!
Суд спокойно относится к рукописным датам, номеру и подписи на документе. Только если обстоятельства дела заставляют сомневаться в подлинности документа, он может быть направлен судом на экспертизу.

Рекомендовано для вас

Тонкости составления писем в госструктуры и вышестоящие инстанции

Обозначим некоторые особенности подготовки служебных писем в государственные структуры. Многие моменты применимы к переписке с любыми вышестоящими инстанциями. Как подчеркнуть соблюдение субординации и уважения к адресату. Какие распространенные ошибки делают в тексте и на какие фразы их лучше заменять. На что обратить внимание при оформлении адресата, заголовка к тексту, отметок о приложении и исполнителе. Оптимальный объем письма, что лучше перенести из его текста в приложения или в другое письмо. Как ускорить рассмотрение письма, просто соблюдая правильность оформления реквизитов. Сначала объясняем полезные правила. Потом даем советы на примере 4 писем: об исполнении поручения, о направлении отчета о проделанной работе, о направлении комплекта документов по исполнению договора (когда обратно требуется получить подписанный экземпляр акта и перечисление денежных средств), о переносе срока исполнения.

Как в письме указать, что оно подписано ЭП

Обязательно ли в деловых письмах указывать «Настоящий документ подписан электронной подписью» в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»?

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Как оформить в письме отметку о приложении, если они потом сканируются?

Как оформить в письме отметку о приложении, если приложение и письмо сканируются одним файлом, а потом подписываются электронной подписью? В этом случае отдельного файла у приложения нет – и письмо, и его приложение «находятся» в едином файле.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Письмо: все тонкости оформления реквизитов

Статья содержит 44 примера оформления всех реквизитов служебного письма, показывая возможные варианты их «изготовления» для различных ситуаций, а также образцы целых писем. Показаны бланки писем с угловым и продольным расположением реквизитов; бланки организации, структурного подразделения и должностного лица. Больше всего внимания уделено вариантам оформления адресата и приложений (они зависят от того, кому, как и что направляется). Все это сделано с учетом последней практики работы и тех изменений, которые ввел недавно ГОСТ Р 7.0.97-2016. Данной статьей удобно пользоваться как справочником самому и вооружить им коллег (если вы устали многократно повторять исполнителям азбучные истины о подготовке проектов служебных писем).

Как оформить гарантийное письмо

Какие гарантийные письма бывают. Особенности их оформления: специфика текста, кто должен подписывать (и должна ли быть подпись главбуха), нужна ли печать, какие данные об организации-авторе необходимо отразить.