Что делать раньше с договором в электронном виде: регистрировать или подписывать?

Не все технологии бумажного делопроизводства удается полностью перенести на электронные рельсы, когда мы замахиваемся на полноценный электронный документооборот. Какие изменения придется внести в процедуру подписания электронного оригинала договора и его регистрацию (присвоение номера и даты)? Как при этом учесть реалии современных технологий и требования законодательства? Рассказываем о возможных вариантах.
Вопрос в тему
Куда: delo@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

В свете последних событий наша компания выстраивает систему полного электронного документооборота. При разработке правил регистрации договоров в электронном виде встал вопрос о последовательности внесения электронной подписи и регистрационного номера, даты (электронной регистрации) договора в системе электронного документооборота. Дело в том, что по всем правилам недопустимо внесение изменений в текст документа после его подписания и СЭД, соответственно, не дает внести номер и дату в договор, уже подписанный электронной подписью, воспринимая это как изменение документа. Как можно решить нашу проблему? Появились ли в практике внедрения электронного документооборота какие-то новые способы и правила регистрации документов?

Прокрустово ложе старых подходов для новых технологий

Проблема, с которой столкнулись коллеги, возникла в электронном документообороте сразу же, как только организации начали использовать электронные документы и усиленные электронные подписи (УЭП). Она связана с тем, что при использовании УЭП с помощью специального алгоритма для документа рассчитывается его уникальный хэш (контрольная сумма). Если после подписания в документ вносятся какие-либо, даже незначительные изменения (например, ставится пробел), проверку электронная подпись уже не пройдет.

При этом практически все организации «перетащили» в электронный вид классическую для бумажных документов процедуру подписания и регистрации, когда регистрационный номер и дата регистрации проставляются на документе только после его подписания уполномоченным лицом или лицами (ведь до подписания непонятно, вернут ли проект документа на доработку):

  • мы можем так продолжать поступать с документами, подписываемыми на бумаге, о которых в информационной системе только отражаются данные и потом туда еще могут записываться их сканы;
  • однако при таком подходе подписанный электронный документ мы получаем без регистрационного номера и даты регистрации, а в отсутствие в системе удобных средств визуализации электронной подписи при просмотре документа к тому же еще не видно, что он действительно подписан, кем и когда.

Замечу также, что регистрация в настоящее время существенной...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если документ существует в электронной и бумажной форме

Вопрос, на который так и не нашел однозначного ответа. Предположим, я создал электронный оригинал документа, который затем подписал электронной подписью, а затем распечатал и подписал. Который из них подлинник? Первый, второй или оба? Что потом в архив сдавать как оригинал?

Возможности Zoom, о которых Вы могли не знать

В майском номере журнала мы показали в подробностях, как можно использовать программу Zoom для организации видеосовещаний при помощи компьютера. А сейчас поговорим об особенностях настройки Zoom на телефоне. О лечении проблем со звуком. О более оригинальных способах трансляции видеосовещаний.

Срок хранения журнала регистрации приказов по основной деятельности

В новом Перечне срок хранения для приказов по основной деятельности в организациях, не являющихся источниками комплектования, обозначен как «до ликвидации организации» (ст. 19 а) (примечание 2)), а для журналов к ним – постоянно (ст. 182 а)). Чем может быть обусловлена такая разница в сроках, когда журналы хранятся дольше самих приказов, и какие последствия могут быть для бюджетных учреждений?

Методика выявления электронных документов

При переработке номенклатуры дел можно не только обновить ссылки на статьи Перечня и скорректировать сроки хранения, но и попробовать собрать с подразделений детальную информацию о составе хранимых документов и их формате, месте расположения. Эту информацию можно будет использовать для оптимизации работы – перевода некоторых документов в электронный вид и подготовки техзадания на автоматизацию их передачи из разных систем в электронный архив. Расскажем о современных тенденциях формирования дел с электронными и бумажными документами.

Если документ существует в электронной и бумажной форме

Вопрос, на который так и не нашел однозначного ответа. Предположим, я создал электронный оригинал документа, который затем подписал электронной подписью, а затем распечатал и подписал. Который из них подлинник? Первый, второй или оба? Что потом в архив сдавать как оригинал?

Срок хранения журнала регистрации приказов по основной деятельности

В новом Перечне срок хранения для приказов по основной деятельности в организациях, не являющихся источниками комплектования, обозначен как «до ликвидации организации» (ст. 19 а) (примечание 2)), а для журналов к ним – постоянно (ст. 182 а)). Чем может быть обусловлена такая разница в сроках, когда журналы хранятся дольше самих приказов, и какие последствия могут быть для бюджетных учреждений?

Оформляем приложения к договорам: сложные случаи

Даем ответы на следующие вопросы подписчиков (с примерами оформления и алгоритмами действий). Как лучше нумеровать приложения к приложениям договоров? Если сначала было единственное приложение и его оставили без номера (в договоре есть неоднократные ссылки на него в таком виде), а потом к договору надо оформить второе приложение, то как быть с их нумерацией? Как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору: как оформить его шапку, наименование и сколько комплектов подписей изобразить? Как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей? Как в этом случае можно упростить создание копий документов, если у них очень много страниц?

Возможности Zoom, о которых Вы могли не знать

В майском номере журнала мы показали в подробностях, как можно использовать программу Zoom для организации видеосовещаний при помощи компьютера. А сейчас поговорим об особенностях настройки Zoom на телефоне. О лечении проблем со звуком. О более оригинальных способах трансляции видеосовещаний.