Можно ли в тексте протокола сделать раздел «ОТМЕТИЛИ»?

Вопрос
Можно ли в тексте протокола заседания помимо разделов: «СЛУШАЛИ – ​РЕШИЛИ» выделить раздел «ОТМЕТИЛИ»? И таким образом структура текста протокола получится такой: – Председатель; – Секретарь; – Присутствовали; – Приглашённые; – Повестка дня; – Выступили (просто без текста выступления) указание Ф.И.О. и должности докладчика; – Отметили; – Решили; – Подписи председателя и секретаря.
Отвечает

Возможно, вопрос вызван разногласиями, которые до сих пор встречаются в нашей специальной литературе по поводу того, к каким документам относить протокол – ​к распорядительным или информационно-справочным.

Классическое определение: протокол – ​документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Поскольку в нем фиксируется коллегиальное решение, то в системе организационно-распорядительной документации он относится к подсистеме распорядительной документации, издаваемой на основе принципа коллегиальности!

Решение «отметить», т. е. дать оценку и выделить ту или иную управленческую ситуацию (по предложению одного из членов коллегиального органа, спонтанно на заседании или по вопросу повестки дня и т. п.), все равно является принятым решением. Поэтому не рекомендуем в порядке самодеятельности исправлять давно сложившийся типовой формуляр протокола и структуру его текста.

Еще раз изучите Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (опубликованы на сайте Росархива). Приложение № 7 и п. 5.7 Методических рекомендаций закрепляют действующие правила оформления протоколов, в тексте которых после термина делового стиля «РЕШИЛИ» глаголами в неопределенной форме коллегиальный орган может выразить совершенно разные решения:

  • одобрить,
  • доработать,
  • проинформировать,
  • отметить (успех, неуспех, достижение, кандидата и др.),
  • утвердить ЛНА,
  • назначить на должность и т. п.

Проверьте также, какие правила оформления протоколов зафиксированы в Инструкции по делопроизводству, действующей в вашей организации. Сравните их с рекомендациями и образцами, которые приведены:

  • в п. 3.34 – 3.41 и Приложениях № 4–5 Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) и
  • в п. 3.3.10 и Приложение № 9 новых Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 24.12.2020 № 199).

Правила составления и оформления протоколов очень часто закрепляются в специально разрабатываемых регламентах работы коллегиальных органов управления. Именно в них возможно отразить какие-то особенности оформления протоколов, например, кратких и полных (подробных), заочных с формами бюллетеней голосования и др. Но во всех случаях рекомендуем соблюдать требования к структуре текста протокола и терминам, с помощью которых фиксируется распорядительная часть текста и принятые решения.

Даже если приведенные выше нормативные и методические документы не являются для вашей организации обязательными к применению, они фиксируют устоявшуюся форму протокола, к которой привыкло большинство тех, к кому в руки может попасть оформленный вами протокол. Это как общий профессиональный язык облегчает понимание темы всеми, кто им владеет, откуда бы они ни были родом. Он ценен, его не стоит «засорять», особенно в тех случаях, когда в нем уже есть подходящие термины/решения для вашей ситуации – просто используйте их.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как нумеровать протоколы комиссий

Какие протоколы нумеровать в пределах календарного года, а какие – в пределах срока полномочий комиссии. По какой логике нумеруются протоколы постоянных и временных комиссий (и почему ей не всегда следуют). Когда протокол регистрируется. Обязательны ли для него дата и номер. В каких регламентирующих документах и как сформулировать правила нумерации протоколов. Если нумерация ведется в пределах срока полномочий комиссии, то начинается ли она заново при изменении ее персонального состава, председателя, срока полномочий. Как срок полномочий формулируется в приказе о создании временной комиссии.

Новый документ о постановке на налоговый учет

С 1 января 2026 года организациям, предпринимателям и физлицам будет выдаваться новый документ о постановке на налоговый учет. От выдачи каких документов отказываются? Как получить документ нового образца? Надо ли менять старый документ на новый?

Состав присутствующих в протоколе комиссии

Какими нормативными и методическими документами зафиксированы правила оформления протоколов. Кого записывать в присутствующих, а кого – в приглашенных на заседание. Как оформить в протоколе ситуации: когда председатель комиссии отсутствует и вместо него заседание ведет другой член комиссии; часть членов комиссии отсутствует; кворум для принятия решений имеется (когда его нужно определять не только для всего заседания, но и для отдельных вопросов, поставленных на голосование). Как отражать во вводной части протокола фамилии, инициалы, должности присутствующих, приглашенных, председателя и секретаря. Когда поименный состав переносится в отдельный список, который становится приложением к протоколу. Кого приглашают на заседание аттестационной комиссии. Показываем 6 примеров вводной части протокола (для разных ситуаций) и образец списка присутствующих на заседании. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Можно регистрировать протоколы всех комиссий в одном журнале?

Вопрос о регистрации протоколов – нужно вести журнал их регистрации или нет? Протоколы заседаний (комиссия по охране труда, общее собрание трудового коллектива, заседание комиссии по поступлению и выбытию активов, заседание комиссии по противодействию коррупции и т.п.) возможно ли регистрировать в одном журнале или каждая комиссия регистрирует протоколы в своем журнале?

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Кавычки в названии организации – цена ошибки

Сначала объясняем правила употребления кавычек в наименовании организации и в текстах документов. А потом приводим примеры из судебной практики, которые наглядно демонстрируют, чем оборачиваются ошибки в кавычках (прежде всего, в названии организации) в договорах, печатях, платежках, вывесках и рекламных текстах, при госзакупках.