Top.Mail.Ru

Нужно ли подшивать листы согласования к распоряжениям при их сдаче в архив?

Вопрос
В процессе упорядочивания документов постоянного срока хранения, а именно при формировании дел с распоряжениями Министерства по основной деятельности, были выявлены листы согласования, напечатанные на черновиках. Каким образом формировать такие дела? Изымать листы согласования? И нужно ли подшивать листы согласования к распоряжениям, которые регистрируются в СЭД? Насколько критично отсутствие листов согласования к распоряжениям в сформированном деле?
Отвечает

Действительно, с 01.07.2018, когда вступил в действие ГОСТ Р 7.0.97-2016, лист согласования проекта документа стал рассматриваться в качестве его неотъемлемой части (п. 5.20). В Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71; далее – Правила делопроизводства) также подчеркивается, что лист согласования составляет неотъемлемую часть документа. Правила делопроизводства содержат прямой ответ на ваш вопрос:

Фрагмент документа

Абзац 3 п. 2.9 Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71)

Проект документа, имеющего длительный срок хранения и подлежащего подписанию (утверждению) и последующему хранению на бумажном носителе, в случае его согласования в СЭД, помещается на хранение в дело вместе с листом согласования, составляющим его неотъемлемую часть. Лист согласования, распечатанный из СЭД, должен содержать сведения о дате его формирования и наименования системы, в которой проводилось электронное согласование.

В связи с этим Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 24.12.2020 № 199; Приложение № 3, п. 19) предписывают закрепить в конкретной Инструкции по делопроизводству, что лист согласования, распечатанный из СЭД, должен быть удостоверен подписью сотрудника службы делопроизводства с указанием даты его формирования (т.е. распечатки) и наименованием информационной системы, в которой проводилось электронное согласование.

Пример 1. Данные о распечатке листа согласования из СЭД (в конце этого документа) с точным указанием времени этой транзакции

Проверьте свою Инструкцию по делопроизводству, внесены ли в нее изменения в связи с новыми Правилами делопроизводства. В данной ситуации рекомендуем проверить, есть ли в СЭД счетчики печати документов (проектов документов, листов согласования), создаваемых по электронным шаблонам документов, и каковы права доступа сотрудников службы делопроизводства (как менеджера и предметного администратора СЭД).

Но в любом случае служба делопроизводства представляет на подпись уполномоченному руководителю окончательно оформленный проект документа, лист согласования и лист рассылки документа. Лист рассылки является техническим списком, который использует служба делопроизводства в процессе доведения документа до исполнителей, и на архивное хранение не передается. В вашей ситуации важно, что при электронном согласовании лист с окончательными результатами согласования как документ в бумажной форме практически приобретает статус оригинала за счет указания транзакции и личной подписи сотрудника службы делопроизводства (показано в Примере 1), т.к. из СЭД технически повторить, скопировать, распечатать и смоделировать возможно любую информацию и в любое время.

Таким образом, по крайней мере с даты введения в действие вашей Инструкции по делопроизводству, актуализированной в соответствии с Правилами делопроизводства, листы согласования проектов должны формироваться в дело вместе с подписанными распорядительными документами и включаться в общую нумерацию листов документов дела.

Если вы сейчас занимаетесь формированием дел с распоряжениями, то считаем возможным оставить документы в состоянии «как есть», т.е. с листами согласования, распечатанными на черновиках, и даже без листов согласования к отдельным распоряжениям.

Отсутствие листов согласования к распорядительным документам, которые уже не только подписаны, но фактически исполнены и даже сформированы в дела за период примерно с 2020 года и ранее, не считаем критичным. Заметьте, что правила формирования дел, которые регламентируются нормативными правовыми актами и методическими документами в сфере архивного дела, формально говорят только о необходимости группировать распорядительные документы в дела вместе с относящимися к ним приложениями1 и не упоминают листов согласования. Министерства являются источниками комплектования одного из российских государственных архивов. А практика их работы показала: при приеме документов на государственное хранение листы согласования из дел с распорядительными документами изымались.

Поэтому посоветуйтесь с куратором из государственного архива, источником комплектования которого является ваше министерство, направьте на согласование на ЭПК актуализированную Инструкцию по делопроизводству (выясните, может быть согласование уже проводилось) и рекомендации государственного архива обсудите на заседании ЭК.

Сноски 1

  1. Пункт 1.1.2 Методических рекомендаций по применению Правил организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Наталья Д.
24.11.2023, 12:57

Работаю в АО, дела с приказами ведем в гибридном формате: электронное (приказы с ЭП + скан-копии приказов, изначально созданных и согласованных в бумаге) и бумажное (приказы, созданные и согласованные в бумаге + распечатанные приказы с ЭП). И в первом, и во втором случае в деле размещаются и соответствующие листы согласования. Но неужели мы обязаны прописать в ИПД, что лист согласования, распечатанный из ЭДО, должен быть оформлен, как в примере 1 в этой статье? Может быть, АО может себе позволить и, соответственно, отразить в ИПД, что лист согласования из ЭДО как распечатку к распечатанному приказу с визуализацией ЭП можно приложить в том же виде, без заверений?

Администратор
02.02.2024, 15:03 Наталья Д.

Здравствуйте!
По данному вопросу подготовлен и опубликован ответ. Подробнее см. здесь.

Рекомендовано для вас

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Разбиваем дело на тома

При каком объеме дела его пора разделять на тома (где установлен этот предел). По каким принципам документы дела могут распределяться между томами. Как это отражается в заголовке тома на его обложке. Как по окончании года указать наличие у дела нескольких томов в номенклатуре и на обложках. По общему правилу в одно дело формируются документы одного календарного года. Какие из него есть исключения. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Трансформация согласования распорядительных документов в макрорегиональном филиале телекоммуникационной компании

Показана трансформация алгоритма согласования проектов распорядительных документов в крупной компании на протяжении 15 лет: что вводили, от чего и почему отказывались, к чему пришли. Предлагаем вам этот богатый ассортимент решений с оценкой их последствий: что может делать нормоконтроль и его место в процедуре согласования и подписания проектов документов; что можно запараллелить; как оформить матрицу согласования проектов документов (кого в нее включить и кого вывести в особую логику внутреннего согласования); какие сроки согласования установить в зависимости от объема документа; какие варианты положительной визы можно заложить в СЭД; как уменьшить число кругов согласования и создать схему разрешения разногласий, заставив согласующих лиц быстрее приходить к консенсусу, чтобы избавить от лишних хлопот службу ДОУ и руководителя, подписывающего проект документа.