Top.Mail.Ru

Полная обработка дела: подготовка к длительному хранению в архиве

Какие категории дел подлежат полной технической обработке. Как отсортировать документы внутри дела, что изымать. Как пронумеровать листы дела (в т.ч. вложения в конвертах) и заполнить лист-заверитель дела. Как составить внутреннюю опись документов дела и для каких дел она, действительно, нужна. Что делать, если обнаружена пропажа какого-то документа. Как оформить лист использования документов. В какие дела стоит вложить пустой лист сразу после обложки. Как оформить обложку дела. Как заполнить поле номер дела на обложке, в листе-заверителе и во внутренней описи дела. Где указывается индекс дела по номенклатуре, а где архивный шифр, включающий номер дела по описи.

Передаче дел на хранение в архив посвящен целый раздел VI в Правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77; далее – Правила 2023). В нем достаточно подробно описываются все процедуры, которые предшествуют непосредственной передаче дел в архив, и процедура самой передачи дел. Далее в статье будем опираться на его положения, добавляя «секреты» оптимизации работы от практика. Собственно говоря, не такие уж это и секреты, однако многие о них не знают, особенно если на предприятии 1 нет архива 2 как структурного подразделения. Так что освежить все в памяти будет совсем нелишним.

Итак, в архив дела попадают не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 3 года после завершения их в делопроизводстве предприятия 3. Дела должны передаваться в архив по описям дел структурных подразделений в полностью технически обработанном виде: подшитые, с пронумерованными листами, оформленными обложками и листами-заверителями. То есть подразумевается, что данную работу должны выполнять сотрудники структурных подразделений. Хотя на практике такое бывает далеко не всегда – как «выкручиваться» в этом случае работникам архива 4, поговорим в следующем номере журнала. А пока покажем, как выполнить полную техническую обработку дел. Эту статью вы можете использовать сами или раздать сотрудникам подразделений в качестве методического материала, чтобы им было легче справиться с такой задачей (обычно ее поручают тому, кто в подразделении отвечает за делопроизводство).

Техническая обработка дел структурного подразделения состоит из нескольких этапов:

  • сортировка дел по срокам хранения;
  • сортировка дел по хронологии;
  • сортировка документов внутри дела;
  • нумерация листов в деле и составление листа-заверителя;
  • составление внутренней описи документов дела (при необходимости);
  • оформление листа использования документов дела (при необходимости);
  • оформление обложки дела;
  • подшивка дела;
  • составление описей дел.

Обратите внимание, не все категории дел подлежат полной технической обработке, но еще меньше группа дел, к которым необходимо составлять внутреннюю опись документов.

Фрагмент документа

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях» (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77)

48. Дела постоянного (в том числе со сроком хранения «до ликвидации организации») и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу, подлежат полному оформлению и описанию (включению в опись дел, документов).

...50. Полное оформление дел на бумажном носителе предусматривает:

а) изъятие файлов-вкладышей, скрепок, металлических скоб, стикеров, физически обособленных носителей электронных документов (глава X Правил);

б) нумерацию листов дела;

в) составление листа-заверителя дела (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к Правилам);

г) составление внутренней описи документов дела (на отдельные категории дел, указанные в пункте 54 Правил) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к Правилам);

д) оформление обложки дела (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к Правилам);

е) подшивку или переплет документов дела (неформатные документы хранятся в закрытых твердых папках или в коробках);

ж) лист использования (при необходимости).

...53. Лист-заверитель дела составляется на отдельном листе, подписывается его составителем, подшивается (вклеивается) в дело. Все последующие изменения в составе и состоянии дела отмечаются в листе-заверителе со ссылкой на соответствующий акт.

54. Для учета документов определенных категорий дел на бумажном носителе (личные, судебные дела, материалы уголовных дел, дела о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, дела, связанные с выдачей авторских свидетельств и патентов на изобретения) составляется внутренняя опись документов дела.

На основании локальных нормативных актов внутренняя опись документов дела может составляться и для других категорий дел.

Листы внутренней описи документов дела нумеруются отдельно от общей нумерации документов дела. Информация о количестве листов внутренней описи документов дела включается в лист-заверитель.

Изменения состава документов дела отражаются в графе «Примечание» внутренней описи документов дела со ссылками на соответствующие акты.

Сортировка дел по срокам хранения

Обычно рассортировать документы по срокам хранения не составляет особого труда, если он указан на обложках дел:

  • 1 группа – документы постоянного хранения;
  • 2 группа – документы со сроком хранения «до ликвидации организации»;
  • 3 группа – документы по личному составу;
  • 4 группа – документы временного (свыше 10 лет) срока хранения;
  • 5 группа – документы временного (до 10 лет) срока хранения;

Все перечисленные выше группы дел кроме 5-й (со сроками хранения до 10 лет) подлежат полному оформлению и описанию. На каждую из 4 оставшихся групп дел составляется своя опись.

Пример 1. Указание срока хранения на обложке дела, если оно имеет индекс по номенклатуре дел (где есть ссылка на статью перечня)

Хранить 5 лет

Пример 2. Указание срока хранения на обложке дела, если на предприятии нет номенклатуры дел (тогда ссылку на статью перечня можно добавить на обложку дела)

Хранить 5 лет,
ст. 434 в ТП 2019

Сортировка дел по хронологии

Если работаете с документами за несколько лет, то после того, как вы рассортировали дела по срокам хранения, внутри каждой группы сортируем дела по годам. Как правило, техническая обработка дел начинается с документов постоянного хранения. Но мы рекомендуем разложить по годам не только дела постоянного хранения, но и дела других групп и только потом приступать к обработке и составлению описей дел – это позволит вам избежать ситуаций, если вдруг случайно какое-то дело попадет не в «свою» группу.

Сортировка документов внутри дела

В дело включаются документы, которые по своему содержанию соответствуют его заголовку, предусмотренному номенклатурой дел за соответствующий год.

Документы в деле сортируются по хронологии – от наиболее ранней даты к наиболее поздней либо по алфавиту. Но главное, что в ходе сортировки документов внутри дела выявляются документы с несоответствующим сроком хранения и не подлежащие включению в данное дело. Кроме того, на этом этапе из дела изымаются черновики, дублетные документы.

Суть работы понятна и без пояснений, но один маленький нюанс все же отметим: перебрать таким образом необходимо дела во всех группах документов до их подшивки – это позволит вам не сомневаться в том, что в деле имеются все документы. Тогда ни одно дело не придется расшивать, чтобы добавить обнаруженные в других делах «его» документы, которые первоначально были вложены «не по адресу».

Пример 3. Где порой «прячутся» документы

В деле «Приказы, заявления о предоставлении отпуска за 2022 год» отсутствует какой-либо приказ. Поскольку на основании него производятся бухгалтерские расчеты, он мог «осесть» в бухгалтерии.

В бухгалтерских платежных документах могут оставаться договоры, соглашения либо акты приемки выполненных по договорам работ.

Документы временных (до 10 лет) сроков хранения не обязательно перекладывать по хронологии – достаточно их просто просмотреть в целях выявления документов, подлежащих включению в другие дела.

Дела со сроком хранения менее 10 лет не подлежат полной технической обработке и передаче на архивное хранение, они должны оседать в структурных подразделениях и там «ждать» истечения срока хранения и выделения к уничтожению. Хотя для высвобождения полок в подразделении их могут...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Заявления – основания к приказам

Нужно ли хранить заявления – основания к приказам в деле вместе с приказами? Каким нормативным документом регулируется этот вопрос?

Дела с перепиской в вопросах и ответах

Надо ли подписывать исходящий документ в 2 оригинальных экземплярах, чтобы 1 отправить, а другой подшить в наше дело? Или можно подписать 1 оригинал и его отправить, а в свое дело подшить копию? Тогда как ее оформить? Ответное письмо необходимо формировать в дело следом за инициативным письмом. Но что делать, когда цепочка переписки гораздо длиннее? По каким критериям формировать переписку в разные дела, как при этом формулировать заголовки? Как определить сроки хранения дел с перепиской? Когда приложения к письму следует подшивать следом за самим письмом в дело с перепиской? И когда поступать иначе?

Оформляем титульный лист к описи дел

Какие требования к составу сведений на титульном листе описи дел предъявляют архивные Правила 2023 года? Кстати, образца его оформления там нет, его показываем мы, опираясь на рекомендации ГОСТ Р 7.0.97-2016. Какие дополнительные сведения стоит включить в титульный лист описи, чтобы облегчить поиск информации в архиве? Стоит ли оформлять его к каждому годовому разделу описи? Все предлагаемые варианты мы иллюстрируем примерами.

Дела с перепиской в вопросах и ответах

Надо ли подписывать исходящий документ в 2 оригинальных экземплярах, чтобы 1 отправить, а другой подшить в наше дело? Или можно подписать 1 оригинал и его отправить, а в свое дело подшить копию? Тогда как ее оформить? Ответное письмо необходимо формировать в дело следом за инициативным письмом. Но что делать, когда цепочка переписки гораздо длиннее? По каким критериям формировать переписку в разные дела, как при этом формулировать заголовки? Как определить сроки хранения дел с перепиской? Когда приложения к письму следует подшивать следом за самим письмом в дело с перепиской? И когда поступать иначе?

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 1)

Проследим преемственность учетно-справочных данных – покажем, как они «перетекают» из номенклатуры дел в описи дел и на обложку дела, как заполняются книга учета поступления и выбытия дел, лист фонда, список фондов и реестр описей дел. Сначала покажем стандартный вариант учета дел в архиве, установленный новыми архивными Правилами 2023 года, а потом разберем, как можно действовать в нестандартных ситуациях. В этом номере журнала читайте 1 часть подробной статьи, где мы разберем заполнение итоговой записи к номенклатуре дел, описи дел и обложки дел – то, что получается «на выходе» по окончании делопроизводственного года.