Top.Mail.Ru

Как в протоколах оформлять место составления или издания?

Вопрос
Как в протоколах оформлять реквизит «место составления или издания»? При оформлении протоколов в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях этот реквизит в отношении оформления протоколов назван «место заседания». Как необходимо оформлять: – населенный пункт (как определено в п. 5.13 ГОСТ Р 7.0.97-2016) или – кабинет руководителя (в некоторых протоколах указывают полный адрес вплоть до кабинета)?
Отвечает

Вы совершенно верно отметили, что существуют варианты оформления реквизита «место составления (издания) документа» в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству (см. Таблицу 1). Но при оформлении протоколов очень важно понимать, что управленческое значение имеет фиксация места принятия решения коллегиальным органом на своем заседании, т.е. фактически «место издания», а не место составления протокола, который может быть оформлен как официальный документ в течение 3 дней с даты заседания.

Таблица 1. Что сказано об оформлении реквизита «место составления (издания) документа» в разных нормативных и методических документах

Источник

Сформулированные правила оформления

ГОСТ Р 7.0.97-2016;
п. 5.13

Место составления (издания) документа указывается в соответствии с принятым административно-территориальным делением.
Почтовый адрес не упоминается!

Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016;
п. 4.13

Место составления (издания) документа указывается в соответствии с принятым административно-территориальным делением.
Пример:
с. Верхненовокутлумбетьево, Матвеевский р-н, Оренбургская обл.

Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (утв.приказом Росархива от 22.05.2019 № 71);
п. 2.7

Состав реквизитов документов… правила их оформления… устанавливаются инструкцией по делопроизводству… в соответствии с положениями ГОСТ Р 7.0.97-2016

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 25.12.2020 № 199);
Приложение № 9 «Порядок оформления протоколов заседаний (совещаний)»

Протоколы… имеют следующие реквизиты:

– место проведения заседания (совещания): указывается (при необходимости), у кого проводится совещание или в каком месте

Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44);
п. 2.38, 3.35

Место составления (издания) документа указывается в соответствии с принятым административно-территориальным делением.
Пример:
с. Благовещенское Вельского р-на Архангельской обл.
Реквизитами протокола являются … дата и место заседания

Заметьте, что при всех вариантах оформления протоколов в Таблице 1 реквизит «место заседания» не предусматривает указания кабинета руководителя или полного почтового адреса организации.

Но обратите внимание на опыт лучших практик, когда при оформлении протоколов обязательно учитывают статус и полномочия коллегиального органа:

  • в протоколах исполнительных коллегиальных органов (Правление, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность) оформляют реквизит «место составления (издания) документа» по ГОСТ Р 7.0.971 – в соответствии с административно-территориальным делением и в соответствии с зарегистрированным адресом местонахождения организации (юридическим адресом), например:
    • Москва; г. Тула; п. Октябрьский, Московская обл.;
  • в протоколах коллегиальных органов управления (общее собрание, совет директоров, наблюдательный совет) в реквизите «место составления (издания) документа» оформляется реальное место проведения заседания вплоть до наименования или номера кабинета / зала с оформлением родового слова или без него, например:
    • Место проведения заседания: Москва, Ленинский пр-т, д. 42, зал заседаний № 2;
    • п. Петровское, Истринский р-н, Московская обл, пансионат «Заря», конференц-зал;
  • в протоколах оперативных совещаний, которые проводят руководитель организации и его заместители в пределах своих полномочий, реквизит «место составления (издания) документа» оформляется по ГОСТ Р 7.0.97 как в полных, так и в кратких протоколах;
  • в протоколах заседаний профсоюзных исполнительных органов (профсоюзный комитет) реквизит «место составления (издания) документа» оформляется по ГОСТ Р 7.0.97, а в протоколах профсоюзных собраний, которые могут быть выездными, реквизит «место составления (издания) документа» оформляется с учетом реального места проведения собрания.

Кроме того, современная практика оформления протоколов в корпоративном управлении сформировалась на основании Гражданского кодекса РФ (ст. 181.2), когда вместо или вместе с реквизитом «место проведения заседания» указывается способ дистанционного участия в нем, если таковое имело место. Способ участия может быть:

  • дистанционным с возможностью присутствия в месте проведения собрания или
  • дистанционным без определения места его проведения (например, при большом количестве акционеров).

Посоветуйтесь с юристами и четко регламентируйте правила оформления протоколов разных разновидностей в зависимости от их авторства – коллегиальных органов и их полномочий.

Сноски 1

  1. Прим. ред.: К моменту получения Вами данного номера журнала есть вероятность, что уже вступит в силу или вот-вот вступит в силу новый вариант ГОСТа об оформлении организационно-распорядительных документов: ГОСТ Р 7.0.97-2025 заменит привычный ГОСТ Р 7.0.97-2016. Статью с анализом внесенных в ГОСТ изменений читайте в этом номере журнала. Ссылка на статью см. слева от текста. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Документируем по-новому решения общего собрания участников ООО

Какие изменения необходимо учесть при документировании решений общих собраний участников ООО с 01.03.2025. Какие формулировки теперь следует использовать. Какие изменения надо вносить в документы, связанные с проведением заседания или заочного голосования на общих собраниях участников. Приводим примеры оформления 5 протоколов по итогам общего собрания для разных ситуаций: с дистанционным участием некоторых лиц; с дистанционным участием всех; дистанционного заседания, признанного несостоявшимся из-за технических неполадок; только с заочным голосованием; заседания с очно-заочным голосованием.

Можно регистрировать протоколы всех комиссий в одном журнале?

Вопрос о регистрации протоколов – нужно вести журнал их регистрации или нет? Протоколы заседаний (комиссия по охране труда, общее собрание трудового коллектива, заседание комиссии по поступлению и выбытию активов, заседание комиссии по противодействию коррупции и т.п.) возможно ли регистрировать в одном журнале или каждая комиссия регистрирует протоколы в своем журнале?

Протокол аттестационной комиссии: особенности оформления (часть 2)

Мы продолжаем разбирать распространенные ошибки в оформлении протокола заседания аттестационной комиссии (выявлены в результате анализа судебной практики): что должно быть указано в основной части протокола, какие варианты решений и предложений может принять аттестационная комиссия, как должно быть оформлено ознакомление аттестуемого работника с протоколом либо подтвержден его отказ от этого. Показываем правильно оформленные протокол заседания аттестационной комиссии и акт об отказе от ознакомления с ним. Узнаете, что может сделать работодатель в случае неудовлетворительного результата аттестации работника и кого в любом случае уволить не имеют права.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Кто подписывает акт и протокол первым: руководитель или члены комиссии?

Подскажите, пожалуйста, порядок подписания протокола и акта. Кто подписывает эти документы первым: руководитель или члены комиссии?