Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в связи
с изменением адреса организации требуется государственная регистрация
изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. Если новый адрес относится
к ведению другого налогового органа, организация будет автоматически
поставлена на учет в нем. Общий порядок действий, которые
необходимо осуществить в связи с этим, описан ниже.
Обоснование вывода
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2
ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее –
Закон об ООО) место нахождения юридического лица определяется местом
его государственной регистрации на территории РФ путем указания
наименования населенного пункта (муниципального образования). Сведения
о месте нахождения ООО должны содержаться в его уставе
(п. 5 ст. 54, п. 3 ст. 89 ГК РФ, п. 2
ст. 12 Закона об ООО).
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ, подп. «в» п. 1 ст. 5
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ должен
быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения
юридического лица. Абзацем 2 того же пункта предусмотрено,
что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически
значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных
по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия
по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения,
доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются
полученными юридическим лицом, даже если оно не находится
по указанному адресу.
Таким образом, законодательство разграничивает понятия места нахождения
и адреса юридического лица. Для того чтобы обозначить в уставе
общества его место нахождения, достаточно указать наименование населенного
пункта (муниципального образования), на территории которого находится
адрес этого общества. При этом закон не запрещает детализировать
сведения устава о месте нахождения общества путем указания
конкретного адреса. Однако свойством публичной достоверности обладают
именно сведения ЕГРЮЛ, включающие информацию о конкретном адресе
юридического лица, по которому с ним может осуществляться связь.
Сказанное подтверждается позицией, изложенной в п. 10
постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61
«О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных
с достоверностью адреса юридического лица». Там сказано, что
изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица
в рамках его места нахождения, указанного в учредительных
документах, не требует внесения изменений в учредительные
документы независимо от того, был ли в них ранее указан
такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными
документами юридического лица.
То есть если у юридического лица меняется адрес в пределах
его места нахождения и сведения об этом адресе в уставе
отсутствуют, в связи с внесением в ЕГРЮЛ информации
об адресе юридического лица изменения в его устав вносить
не требуется (см. также п. 14.2.05.58 письма ФНС России
от 31.01.2014 № СА-4-14/1645, постановление Арбитражного суда
Уральского округа от 27.09.2016 № Ф09-8748/16).
Поскольку в приведенной ситуации изменяется только адрес
организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, юридическое
лицо в течение трех рабочих дней после принятия решения
об изменении адреса и места нахождения обязано представить
в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001,
утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@
(п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, приложение № 6
к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, также
см. решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 09.12.2016 по делу № А45-17141/2016). Помимо титульного
листа и листа Р, содержащего сведения о заявителе, заполняется
также лист Б формы № Р14001. Подлинность подписи заявителя должна
быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2
ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Для постановки организации на учет в налоговом органе
по новому месту нахождения представлять какие-либо дополнительные
документы не требуется. Такая постановка будет осуществлена налоговым
органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3
ст. 83 НК РФ), в порядке, предусмотренном п. 4
ст. 84 НК РФ.
Обращаем внимание, что с 1 января 2016 г. значительно
расширены пределы проверки регистрирующим органом достоверности сведений
ЕГРЮЛ: проверка может проводиться не только в отношении новых
сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, но и в отношении уже
содержащихся там (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ,
см. также приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@
«Об утверждении оснований, условий и способов проведения…»
(далее – Приказ № ММВ-7-14/72@)). Основанием для такой проверки
могут быть как заявления заинтересованных лиц о недостоверности
данных, включенных в ЕГРЮЛ, так и любая другая информация
о том, что сведения в реестре противоречат документально
подтвержденным сведениям, полученным регистрирующим органом уже после
регистрации (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 4
Приложения № 1 к Приказу № ММВ-7-14/72@).
Если по итогам проверки будет установлено, что сведения
об адресе юридического лица недостоверны, налоговый орган направляет
юридическому лицу уведомление о необходимости представить либо новые
достоверные сведения, либо доказательства достоверности прежних сведений.
Если таковые не представлены (либо доказательства неубедительны),
то налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности
сведений об адресе организации (п. 6 ст. 11 Закона
№ 129-ФЗ, п. 18 Приложения № 1 к Приказу
№ ММВ-7-14/72@).
Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление
необходимых для включения в государственные реестры сведений,
а также за представление недостоверных сведений заявители,
юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут
ответственность (п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ несвоевременное
представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном
предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях,
если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
5000 руб. Если же такие сведения вообще не были
представлены в налоговый орган (либо были представлены недостоверные
сведения), то согласно ч. 4 ст. 14.25 КоАП
на должностных лиц могут быть наложены штрафы в размере
от 5000 до 10 000 руб.