Top.Mail.Ru

Страховщик отказал потерпевшему в выплате по договору ОСАГО. Что делать

Вопрос
Какие действия должен предпринять потерпевший в случае отказа страховщика в страховой выплате по договору ОСАГО?
Отвечает

Принятие решения об отказе в страховой выплате, а равно ее осуществлении является обязанностью страховщика (п. 21 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). При этом законность и обоснованность принятого страховщиком решения может быть оспорена потерпевшим в суде. Но только при условии обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора со страховщиком посредством обращения к финансовому уполномоченному (ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 19, ст. 25 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», далее – Закон № 123-ФЗ).

Финансовый уполномоченный рассматривает требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО (ст. 15 Закона № 123-ФЗ). До обращения к финансовому уполномоченному потерпевший обязан подать страховщику заявление, в котором должны быть указаны сведения, перечисленные в п. 5.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П. Заявление может быть направлено в письменной или электронной форме (ч. 1 ст. 16 Закона № 123-ФЗ). Страховщик обязан его рассмотреть и направить потерпевшему мотивированный ответ:

  • об удовлетворении,
  • частичном удовлетворении или
  • отказе в удовлетворении предъявленного требования.

Сделать это он должен:

1) в течение 15 рабочих дней со дня получения электронного заявления, если со дня нарушения прав потерпевшего прошло не более 180 дней; или

2) в течение 30 дней со дня получения заявления в остальных случаях (ч. 2 ст. 16 Закона № 123-ФЗ).

Ответ направляется либо на электронную почту потерпевшего, либо (при его отсутствии) по почтовому адресу (ч. 3 ст. 16 Закона № 123-ФЗ).

Если ответа в указанные сроки не поступит или потерпевший получит отказ (частичный отказ) в удовлетворении требований, он обратится к финансовому уполномоченному (ч. 4 ст. 16 Закона № 123-ФЗ).

Обращение может быть подано как на бумаге, так и в электронном виде (в том числе через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг). Требования к содержанию обращения определены ст. 17 Закона № 123-ФЗ.

Уполномоченный принимает решение о полном или частичном удовлетворении или об отказе в удовлетворении обращения, как правило, в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения. Затем в течение рабочего дня передает его потерпевшему. При отсутствии фактической возможности направить решение в электронной форме и по ходатайству потерпевшего решение вручается ему на бумажном носителе или направляется на почтовый адрес, указанный в обращении (ч. 8 ст. 20, ч. 2, 3 ст. 22 Закона № 123-ФЗ).

Порядок вступления в силу решения финансового уполномоченного и его исполнения страховщиком приведен в ст. 23, 24 Закона № 123-ФЗ. За неисполнение финансовой организацией в добровольном порядке решения финансового уполномоченного (достигнутого с потребителем соглашения) суд на основании заявления потребителя взыскивает с финансовой организации в пользу потребителя штраф в размере 50% суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного (соглашением) (ст. 23, ч. 6 ст. 24, п. 3 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 25, ст. 26 Закона № 123-ФЗ).

Потребитель может обратиться с иском непосредственно к финансовой организации в порядке гражданского судопроизводства в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска, если:

  • финансовый уполномоченный не принял решение в установленные сроки;
  • рассмотрение обращения прекращено по установленным законом основаниям;
  • не согласен с решением финансового уполномоченного (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 25 Закона № 123-ФЗ).

Как видите, для целей оспаривания решения страховщика об отказе в осуществлении страховой выплаты потребителю в обязательном порядке нужно пройти вышеописанные процедуры досудебного урегулирования спора.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Кто заплатит за ремонт автомобиля, на который упало дерево?

В управляющую компанию поступило заявление гражданина о возмещении ущерба автомобилю, на который в ветреную погоду упал обломок дерева. Автомобиль находился на придомовой территории многоквартирного дома, а аварийное дерево – на территории муниципального земельного участка, а обязанность следить за деревьями и содержать их возложена именно на управу района. Кто должен возместить ущерб владельцу автомобиля? Какова судебная практика по данной теме?

ОСАГО: ТОП-4 проблем потерпевших в ДТП

Попасть в ДТП не хочет никто. Но мало кому удается избежать этой участи. Конечно, большинство аварий обходятся без тяжелых последствий. Вот только с учетом сегодняшних цен на автозапчасти даже небольшое ДТП часто оборачивается невероятно дорогим ремонтом. Дисциплинированных водителей от финансовых затрат должно защищать ОСАГО. Но это в теории. А на практике потерпевшие автомобилисты сталкиваются со множеством проблем. Поговорим о самых распространенных трудностях, а главное – ​о способах их решения. Дадим образцы досудебной претензии о компенсации ущерба, причиненного ДТП, и иска в суд, а также отдельный вариант формулировки для иска на случай, если страховая компания компенсировала часть ущерба.

Кто ответит за ДТП без ОСАГО?

Произошло ДТП. Транспортное средство (ТС) не застраховано по полису ОСАГО. Виновник ДТП не является собственником ТС. Кто является надлежащим ответчиком?

Износ деталей при взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба из-за ДТП

При взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, причиненного в результате ДТП между физическими лицами, учитывается ли износ деталей и материалов (и применяется ли коэффициент износа), используемых для ремонта (восстановления) транспортного средства, по требованиям в части, превышающей лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО?

Кто ответит за ДТП без ОСАГО?

Произошло ДТП. Транспортное средство (ТС) не застраховано по полису ОСАГО. Виновник ДТП не является собственником ТС. Кто является надлежащим ответчиком?

Износ деталей при взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба из-за ДТП

При взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, причиненного в результате ДТП между физическими лицами, учитывается ли износ деталей и материалов (и применяется ли коэффициент износа), используемых для ремонта (восстановления) транспортного средства, по требованиям в части, превышающей лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО?

Если возмещение по ОСАГО не покрыло ущерб от ДТП

Возможно ли взыскание убытков с виновника ДТП в случае, если выплата страхового возмещения по ОСАГО не покрыла причиненный ущерб?

ОСАГО: ТОП-4 проблем потерпевших в ДТП

Попасть в ДТП не хочет никто. Но мало кому удается избежать этой участи. Конечно, большинство аварий обходятся без тяжелых последствий. Вот только с учетом сегодняшних цен на автозапчасти даже небольшое ДТП часто оборачивается невероятно дорогим ремонтом. Дисциплинированных водителей от финансовых затрат должно защищать ОСАГО. Но это в теории. А на практике потерпевшие автомобилисты сталкиваются со множеством проблем. Поговорим о самых распространенных трудностях, а главное – ​о способах их решения. Дадим образцы досудебной претензии о компенсации ущерба, причиненного ДТП, и иска в суд, а также отдельный вариант формулировки для иска на случай, если страховая компания компенсировала часть ущерба.