Top.Mail.Ru

ОСАГО: ТОП-4 проблем потерпевших в ДТП

Попасть в ДТП не хочет никто. Но мало кому удается избежать этой участи. Конечно, большинство аварий обходятся без тяжелых последствий. Вот только с учетом сегодняшних цен на автозапчасти даже небольшое ДТП часто оборачивается невероятно дорогим ремонтом. Дисциплинированных водителей от финансовых затрат должно защищать ОСАГО. Но это в теории. А на практике потерпевшие автомобилисты сталкиваются со множеством проблем. Поговорим о самых распространенных трудностях, а главное – ​о способах их решения. Дадим образцы досудебной претензии о компенсации ущерба, причиненного ДТП, и иска в суд, а также отдельный вариант формулировки для иска на случай, если страховая компания компенсировала часть ущерба.

Для начала расскажем, как механизм ОСАГО должен работать в идеале, по задумке законодателя.

Предположим, автомобилист попадает в небольшую аварию без пострадавших. На месте ДТП участники оформляют все документы:

  • либо сами по европротоколу,
  • либо с участием сотрудников ДПС.

Затем потерпевший автовладелец обращается в свою страховую компанию. Страховая выдает направление на ремонт или предлагает компенсировать ущерб деньгами. Автомобилист бесплатно ремонтирует машину в выбранной им автомастерской или же забирает деньги и сам решает, что делать с битым авто (ремонтировать, разбирать, продавать и т. п.).

Вот только проблема в том, что ничего идеального в человеческом мире не существует. И ОСАГО, естественно, не исключение. На практике воспользоваться, казалось бы, простым механизмом возмещения зачастую бывает довольно сложно. Проблемы потерпевшему автомобилисту могут «прилететь» с трех сторон:

  • от страховой,
  • сервиса
  • и виновника ДТП.

Давайте разбираться.

Проблема 1. Страховая предлагает подписать соглашение, которое невозможно оспорить

Приоритетный вариант компенсации по ОСАГО согласно закону – ​это направление на ремонт. Такой вывод следует из п. 16.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ​Закон об ОСАГО).

Компенсация деньгами положена лишь в нескольких случаях. Вот они:

  • автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта превышает 400 000 руб.;
  • страховая компания не может организовать ремонт (например, невозможно найти необходимые запчасти);
  • потерпевший получил тяжкий или средний вред здоровью либо погиб;
  • потерпевший является инвалидом, которому машина положена по медицинским показаниям;
  • автомобилист и страховая заключили письменное соглашение о выплате.

Получается, что при небольшой аварии выплата деньгами – ​это, по сути, право, а не обязанность страховой компании. Захотят – ​подпишут соглашение о выплате, не захотят – ​отправят на ремонт. Именно поэтому автомобилисты и сталкиваются с занижением выплат.

Что интересно, соглашение чаще всего заключается таким образом, что оспорить выплаченную сумму в дальнейшем автовладелец уже не сможет. В тексте соглашения почти наверняка будет написано, что стороны договорились не проводить экспертизу повреждений (даже если по факту автомобилист или страховая такую экспертизу проводили). По мнению Пленума ВС РФ, в этом случае «основания для взыскания каких-либо дополнительных убытков отсутствуют» (абз. 3 п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Приведем пример формулировки из реального соглашения одной из крупных страховых компаний:

Фрагмент документа

Соглашение о выплате страхового возмещения

<…>

2. По результатам осмотра поврежденного транспортного средства Заявителя, произведенного Страховщиком, на основании п. 12 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Стороны не настаивают на проведении независимой экспертизы (оценки) поврежденного транспортного средства Заявителя и пришли к согласию… об общем размере денежной выплаты по страховому событию… составляющем <…> рублей».

Что делать? Если автомобилист не согласен с суммой выплаты, то подписывать соглашение с условием «без проведения экспертизы» не стоит. Лучше воспользоваться направлением на ремонт. Более сложный вариант – ​попытаться убедить страховую организацию в некорректности суммы выплаты. О том, как это сделать, – ​расскажем в следующем разделе статьи.

Кстати, рекомендуем подавать все документы в страховую...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Износ деталей при взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба из-за ДТП

При взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, причиненного в результате ДТП между физическими лицами, учитывается ли износ деталей и материалов (и применяется ли коэффициент износа), используемых для ремонта (восстановления) транспортного средства, по требованиям в части, превышающей лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО?

Если работник согласен возместить ущерб добровольно

За причиненный работодателю прямой действительный ущерб работник несет материальную ответственность. Работодатели ошибочно полагают, что достаточно заключить с сотрудником соглашение по поводу порядка и условий возмещения ущерба. Однако не стоит забывать о необходимости соблюдения всей процедуры привлечения к материальной ответственности. Анализ судебной практики показывает, что даже при подписанном соглашении, суды могут встать на сторону работника. Рассказываем про особенности заключения и исполнения соглашения о добровольном возмещении ущерба, чем оно удобно для работодателя, какие он несет риски и как их избежать. И, конечно, приводим образец такого соглашения.

Как ООО передать работнику для управления арендованное транспортное средство?

ООО владеет транспортными средствами (ТС) на праве собственности, а также на праве аренды. По ТС, принадлежащим ООО, были выданы доверенности работникам на право управления, представления интересов в ГИБДД, СТО и штраф-стоянках. Как поступить в отношении ТС, арендованных у арендодателей (ИП, ООО, физических лиц)? Кем именно выдаются доверенности на право управления ТС и представления интересов в ГИБДД, СТО и штраф-стоянках – ​арендодателем или арендатором? Какие документы рекомендуется иметь водителю при эксплуатации ТС по договору аренды (договор, доверенность, ПТС, полис ОСАГО и т. д.)?

Кто ответит за повреждения машины, полученные после ее сдачи в ремонт

Заказчик сдал машину в ремонт. Машина находилась на открытой площадке. Во время града капот и лобовое стекло автомобиля были повреждены. Кто в данном случае несет ответственность и будет оплачивать ремонт: исполнитель, который принял машину на ремонт, или заказчик?

Если возмещение по ОСАГО не покрыло ущерб от ДТП

Возможно ли взыскание убытков с виновника ДТП в случае, если выплата страхового возмещения по ОСАГО не покрыла причиненный ущерб?

Кто ответит за повреждения машины, полученные после ее сдачи в ремонт

Заказчик сдал машину в ремонт. Машина находилась на открытой площадке. Во время града капот и лобовое стекло автомобиля были повреждены. Кто в данном случае несет ответственность и будет оплачивать ремонт: исполнитель, который принял машину на ремонт, или заказчик?

Кто осуществляет ремонт и несет ответственность за повреждение автомобиля при оказании услуг по управлению транспортным средством

Между ООО и физическим лицом заключен договор оказания услуг по управлению транспортным средством. Кто должен осуществлять текущий и капитальный ремонт, а кто нести ответственность за повреждение автомобиля?

Износ деталей при взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба из-за ДТП

При взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, причиненного в результате ДТП между физическими лицами, учитывается ли износ деталей и материалов (и применяется ли коэффициент износа), используемых для ремонта (восстановления) транспортного средства, по требованиям в части, превышающей лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО?