Top.Mail.Ru

ОСАГО: ТОП-4 проблем потерпевших в ДТП

Попасть в ДТП не хочет никто. Но мало кому удается избежать этой участи. Конечно, большинство аварий обходятся без тяжелых последствий. Вот только с учетом сегодняшних цен на автозапчасти даже небольшое ДТП часто оборачивается невероятно дорогим ремонтом. Дисциплинированных водителей от финансовых затрат должно защищать ОСАГО. Но это в теории. А на практике потерпевшие автомобилисты сталкиваются со множеством проблем. Поговорим о самых распространенных трудностях, а главное – ​о способах их решения. Дадим образцы досудебной претензии о компенсации ущерба, причиненного ДТП, и иска в суд, а также отдельный вариант формулировки для иска на случай, если страховая компания компенсировала часть ущерба.

Для начала расскажем, как механизм ОСАГО должен работать в идеале, по задумке законодателя.

Предположим, автомобилист попадает в небольшую аварию без пострадавших. На месте ДТП участники оформляют все документы:

  • либо сами по европротоколу,
  • либо с участием сотрудников ДПС.

Затем потерпевший автовладелец обращается в свою страховую компанию. Страховая выдает направление на ремонт или предлагает компенсировать ущерб деньгами. Автомобилист бесплатно ремонтирует машину в выбранной им автомастерской или же забирает деньги и сам решает, что делать с битым авто (ремонтировать, разбирать, продавать и т. п.).

Вот только проблема в том, что ничего идеального в человеческом мире не существует. И ОСАГО, естественно, не исключение. На практике воспользоваться, казалось бы, простым механизмом возмещения зачастую бывает довольно сложно. Проблемы потерпевшему автомобилисту могут «прилететь» с трех сторон:

  • от страховой,
  • сервиса
  • и виновника ДТП.

Давайте разбираться.

Проблема 1. Страховая предлагает подписать соглашение, которое невозможно оспорить

Приоритетный вариант компенсации по ОСАГО согласно закону – ​это направление на ремонт. Такой вывод следует из п. 16.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ​Закон об ОСАГО).

Компенсация деньгами положена лишь в нескольких случаях. Вот они:

  • автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта превышает 400 000 руб.;
  • страховая компания не может организовать ремонт (например, невозможно найти необходимые запчасти);
  • потерпевший получил тяжкий или средний вред здоровью либо погиб;
  • потерпевший является инвалидом, которому машина положена по медицинским показаниям;
  • автомобилист и страховая заключили письменное соглашение о выплате.

Получается, что при небольшой аварии выплата деньгами – ​это, по сути, право, а не обязанность страховой компании. Захотят – ​подпишут соглашение о выплате, не захотят – ​отправят на ремонт. Именно поэтому автомобилисты и сталкиваются с занижением выплат.

Что интересно, соглашение чаще всего заключается таким образом, что оспорить выплаченную сумму в дальнейшем автовладелец уже не сможет. В тексте соглашения почти наверняка будет написано, что стороны договорились не проводить экспертизу повреждений (даже если по факту автомобилист или страховая такую экспертизу проводили). По мнению Пленума ВС РФ, в этом случае «основания для взыскания каких-либо дополнительных убытков отсутствуют» (абз. 3 п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Приведем пример формулировки из реального соглашения одной из крупных страховых компаний:

Фрагмент документа

Соглашение о выплате страхового возмещения

<…>

2. По результатам осмотра поврежденного транспортного средства Заявителя, произведенного Страховщиком, на основании п. 12 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Стороны не настаивают на проведении независимой экспертизы (оценки) поврежденного транспортного средства Заявителя и пришли к согласию… об общем размере денежной выплаты по страховому событию… составляющем <…> рублей».

Что делать? Если автомобилист не согласен с суммой выплаты, то подписывать соглашение с условием «без проведения экспертизы» не стоит. Лучше воспользоваться направлением на ремонт. Более сложный вариант – ​попытаться убедить страховую организацию в некорректности суммы выплаты. О том, как это сделать, – ​расскажем в следующем разделе статьи.

Кстати, рекомендуем подавать все документы в страховую...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Ремонт и возврат сломанного автомобиля в автосалон

Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.

Как ИП уплачивать транспортный налог в 2022 году?

Гендиректор-ИП приобрел транспортное средство в прошлом году. Есть ли специфика уплаты им транспортного налога в 2022 году?

Кто ответит за ДТП без ОСАГО?

Произошло ДТП. Транспортное средство (ТС) не застраховано по полису ОСАГО. Виновник ДТП не является собственником ТС. Кто является надлежащим ответчиком?

Износ деталей при взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба из-за ДТП

При взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, причиненного в результате ДТП между физическими лицами, учитывается ли износ деталей и материалов (и применяется ли коэффициент износа), используемых для ремонта (восстановления) транспортного средства, по требованиям в части, превышающей лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО?

Ремонт и возврат сломанного автомобиля в автосалон

Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.

Как ИП уплачивать транспортный налог в 2022 году?

Гендиректор-ИП приобрел транспортное средство в прошлом году. Есть ли специфика уплаты им транспортного налога в 2022 году?

Кто ответит за ДТП без ОСАГО?

Произошло ДТП. Транспортное средство (ТС) не застраховано по полису ОСАГО. Виновник ДТП не является собственником ТС. Кто является надлежащим ответчиком?

Если возмещение по ОСАГО не покрыло ущерб от ДТП

Возможно ли взыскание убытков с виновника ДТП в случае, если выплата страхового возмещения по ОСАГО не покрыла причиненный ущерб?