Top.Mail.Ru

Как контрагенты могут обменяться доверенностями на получение материальных ценностей по ЭДО

Вопрос
Как правильно и в каком виде сторонам можно обмениваться с контрагентами доверенностями по ЭДО на получение ТМЦ? Если использовать доверенность по унифицированным формам, то там обязательна подпись поверенного, что затруднительно организовать, если получение товара осуществляется водителем транспортной компании, нанятым для перевозки. Как при этом подтвердить факт передачи товара?
Отвечает

Выдача доверенности является односторонней сделкой, т.к. для возникновения ее юридического эффекта (полномочия) достаточно волеизъявления одной стороны – представляемого, согласия представителя не требуется (п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 185 ГК РФ; вопрос 14 в Обзоре судебной практики ВС РФ № 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015).

В силу ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Доверенность как сделка не существует вне письменного документа, так как доверенностью признается только письменное уполномочие (п. 1 ст. 185 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Согласно п. 2 этой же статьи использование при совершении сделок аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, доверенность может быть выдана и в электронной форме.

Закон не запрещает включать в доверенность образец подписи представителя. Однако:

1) законом не установлено требование о включении в доверенность этого реквизита. Унифицированные формы М-2 и М-2а, утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а, в которых предусмотрено наличие подписи представителя, не обязательны к применению. Форма доверенности должна соответствовать только тем требованиям, которые установлены гражданским законодательством (ст. 3 ГК РФ, см. также, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 № 05АП-5672/16);

2) если доверенность (например, на получение товара) совершается в форме электронного документа, то в отсутствие у представителя электронной подписи и возможности составления электронного же документа, подтверждающего факт получения товара представителем, включение в доверенность образца подписи представителя лишено смысла и невозможно (независимо от способа, посредством которого стороны обмениваются электронными документами).

Поэтому, как нам представляется, в целях возможности проверки того, что товар получает именно указанный в доверенности представитель, целесообразно включать в доверенность сведения о документе, удостоверяющем личность представителя. Факт же получения товара представителем, не имеющим электронной подписи, будет подтверждаться оформленным на бумажном носителе документом, подписанным представителем.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Надо ли вносить в книгу регистрации доверенностей полный перечень полномочий?

Мы ведем книгу регистрации доверенностей в электронном и бумажном виде. Полный перечень полномочий, на что дается доверенность, иногда занимает 2–3 страницы текста. Нужно ли в бумажном варианте указывать все пункты, если в электронном журнале прописывается полностью вся доверенность?

Переходим на ЭДО с иностранными партнерами: преимущества и риски

Рассказываем, какую экономию времени и денег дает переход на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) с зарубежными контрагентами. Приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др. Объясняем, как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в нашей стране; с партнерами из каких стран российский бизнес может перейти на электронный документооборот благодаря налаженной инфраструктуре и что делать, если интересующей вас страны в этом списке нет. Поясняем оставшиеся вопросы при переходе на трансграничный электронный документооборот и даем алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО.

Электронные подписи и машиночитаемые доверенности

Выясняем, какие квалифицированные электронные подписи можно использовать, а также в каком случае и кому понадобятся машиночитаемые доверенности от компании. Рассказываем, как с их помощью подписывать и пересылать электронные подлинники документов; как проверять действительность машиночитаемых доверенностей; что представляют собой блокчейн-хранилища таких доверенностей.

Судебная доверенность: правила оформления и отмены

Как руководители организаций, так со своей стороны и юристы регулярно сталкиваются в работе с оформлением доверенностей: на получение товарно-материальных ценностей, представление интересов компании в различных госорганах, в том числе судах и др. В этой статье рассказываем, что учесть при составлении текста судебной доверенности, как сформулировать полномочия для разных судебных дел, отменить доверенность в случае конфликта с представителем и пр. В статье приводится 12 образцов документов, а также формулировок в доверенности и иные связанные с ними документы.

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Переходим на ЭДО с иностранными партнерами: преимущества и риски

Рассказываем, какую экономию времени и денег дает переход на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) с зарубежными контрагентами. Приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др. Объясняем, как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в нашей стране; с партнерами из каких стран российский бизнес может перейти на электронный документооборот благодаря налаженной инфраструктуре и что делать, если интересующей вас страны в этом списке нет. Поясняем оставшиеся вопросы при переходе на трансграничный электронный документооборот и даем алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО.

Контрагент хочет перейти на ЭДО. Как это оформить и можно ли отказать котрагенту

Контрагенты направили в адрес организации письмо о переходе на электронный документооборот. Организация пока не использует ЭДО со всеми организациями. Возможен ли и на каком основании отказ? Как организовать переход на ЭДО? Можно ли перейти на ЭДО не по всем контрагентам? Нужно ли подписывать соглашение? Как хранить документы?