Top.Mail.Ru

Кто осуществляет ремонт и несет ответственность за повреждение автомобиля при оказании услуг по управлению транспортным средством

Вопрос
Между ООО и физическим лицом заключен договор оказания услуг по управлению транспортным средством. Кто должен осуществлять текущий и капитальный ремонт, а кто нести ответственность за повреждение автомобиля?
Отвечает

Текущий и капитальный ремонт транспортного средства (ТС) осуществляется обществом. Ответственность за ущерб, причиненный ему, может быть возложена на исполнителя в соответствии с условиями договора возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством.

Возложение обязанностей по осуществлению текущего и капитального ремонта ТС возможно в рамках договора его аренды (условия регулируются положениями § 3 гл. 34 ГК РФ).

Обязанность по проведению капитального и текущего ремонта арендованных ТС прямо зависит от того, какой именно договор заключен: с условием аренды экипажа или без него:

  • если без экипажа, то все заботы по текущему и капитальному ремонту лежат на арендаторе (ст. 644 ГК РФ);
  • с экипажем, то обязанность по проведению как капитального, так и текущего ремонта вменяется арендодателю (ст. 634 ГК РФ).

По смыслу положений ст. 606 ГК РФ (договор аренды) и ст. 779 ГК РФ (договор возмездного оказания услуг) договор аренды отличается от договора на возмездное оказание услуг тем, что в результате действий арендодателя во временное владение и пользование арендатора поступает ТС для его эксплуатации последним по своему усмотрению. А в договоре на оказание услуг ценностью для заказчика являются сами действия исполнителя. Передача ТС во временное владение и пользование арендатору (на условиях без экипажа) обусловливает возложение на него обязанностей по содержанию ТС, включая осуществление его текущего и капитального ремонта.

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг, в частности, являются1:

  • наличие конкретного вида возмездного оказания услуг – ​«управление автомобилем заказчика по его заданию»;
  • установление фиксированной суммы вознаграждения за результат возмездного оказания услуг, который интересует заказчика;
  • сроки и порядок оплаты оказанных услуг.

В названном случае заключен договор возмездного оказания услуг по управлению ТС, что само по себе, учитывая предмет договора, исключает возложение на исполнителя обязанности по его содержанию, в том числе осуществлению текущего и капитального ремонта.

Договор возмездного оказания услуг заключен в отношении ТС, являющегося предметом договора аренды без экипажа, заключенного между обществом и собственником ТС. Поэтому обязанность по содержанию данного ТС, включая осуществление его текущего и капитального ремонта, возлагается непосредственно на арендатора (общество).

Учитывая наличие договора аренды ТС, исходя из положений ст. 639 ГК РФ, убытки, возникшие вследствие гибели или повреждения арендованного ТС2, подлежат возмещению арендатором, при наличии доказательств, что гибель или повреждение ТС произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

Возложить ответственность на исполнителя-физлицо при заключении договора возмездного оказания услуг по управлению арендованным ТС за убытки, причиненные в результате нарушения требований ПДД РФ, приведших к ДТП и причинению ущерба ТС, возможно. Данные обязательства возникают непосредственно из заключенного договора возмездного оказания услуг и к деликтным, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, не относятся.

Таким образом, полагаем, что на исполнителя по договору возмездного оказания услуг по управлению ТС возможно возложение договорной ответственности за убытки заказчика (владельца ТС в силу договора аренды), возникшие вследствие причинения вреда управляемому исполнителем ТС в связи с ненадлежащим исполнением им обязанностей, предусмотренных названным договором.

Сноски 2

  1. Пункт 1 ст. 781 ГК РФ, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2019 № Ф09-2607/19. Вернуться назад
  2. С учетом положений п. 2 ст. 647 ГК РФ договор должен отвечать признакам именно договора на оказание услуг, а не трудового (касательно признаков гражданско-правового договора, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2019 по делу № А47-6761/2018, апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2019 по делу № 33-13190/2019). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Кто заплатит за ремонт автомобиля, на который упало дерево?

В управляющую компанию поступило заявление гражданина о возмещении ущерба автомобилю, на который в ветреную погоду упал обломок дерева. Автомобиль находился на придомовой территории многоквартирного дома, а аварийное дерево – на территории муниципального земельного участка, а обязанность следить за деревьями и содержать их возложена именно на управу района. Кто должен возместить ущерб владельцу автомобиля? Какова судебная практика по данной теме?

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Какие особенности при сотрудничестве с ИП – гражданином Белоруссии?

Установлены ли ограничения или особенности при заключении договора оказания услуг с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в РФ, но являющимся гражданином Республики Белоруссия?

Ремонт и возврат сломанного автомобиля в автосалон

Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.

Кто ответит за ДТП без ОСАГО?

Произошло ДТП. Транспортное средство (ТС) не застраховано по полису ОСАГО. Виновник ДТП не является собственником ТС. Кто является надлежащим ответчиком?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.