Могут ли организации учесть страховые взносы при расчете УСН за 2022 год?

Вопрос
Не все организации воспользовались годовой правительственной отсрочкой уплаты по страховым взносам за апрель, июнь, июль, сентябрь 2022 года. Многие продолжили их уплачивать, чтобы учесть их при расчете налога по УСН за 2022 год. Вскоре организации обнаружили, что налоговики отражают у себя эти суммы как переплату по страховым взносам и даже могут зачесть их в счет погашения налоговых долгов. Могут ли организации учесть страховые взносы при расчете УСН за 2022 год?
Отвечает

Организация, подпадающая под отсрочку страховых взносов согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.2022 № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году»1, вправе принять к расходам по УСН за 2022 год страховые взносы или уменьшить налог на них (при объекте «доходы»), если она продолжала их уплачивать в 2022 году в установленные НК РФ сроки.

Обоснуем. Налогоплательщики с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. В частности, они вправе учесть суммы налогов и сборов, за исключением:

  • суммы налога, уплаченной в соответствии с гл. 26.2 НК РФ,
  • и НДС, уплаченного в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов в общем случае учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

В свою очередь, согласно подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики УСН с объектом «доходы» уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, в том числе на сумму: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ. Законом установлено, что налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму указанных расходов не более чем на 50%.

Тем самым требования закона сводятся к тому, чтобы и в том и в другом случае страховые взносы были фактически уплачены в соответствующем налоговом (отчетном) периоде. Как видим, они не связаны с порядком отражения уплаченных страховых взносов в справке о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того, каких-либо особенностей уменьшения налога (авансовых платежей по налогу) в связи с переносом срока уплаты страховых взносов на основании Постановления № 776 не установлено.

Заметим, что ни законодательство о налогах и сборах, ни Постановление № 776 не запрещают уплачивать страховые взносы до наступления крайнего срока такого платежа. Более того, п. 1, 9 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно. Таким образом, полагаем, что организация, подпадающая под отсрочку страховых взносов согласно Постановлению № 766, вправе принять к расходам по УСН за 2022 год страховые взносы или уменьшить налог на них (при объекте «доходы»), если она продолжала их уплачивать в установленные НК РФ сроки.

Отметим, что в экспертном сообществе существует и иное мнение: «отсроченные» взносы даже при их уплате без учета отсрочки не учитываются в уменьшение налога или в составе расходов в периоде уплаты. Но большинство специалистов все-таки при этом поддерживают наш подход. Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Для более объективной оценки налоговых рисков налогоплательщик может обратиться за соответствующими разъяснениями непосредственно в Минфин России и/или налоговые органы (ст. 21, 32, 34.2, 111 НК РФ). Обратиться в ФНС можно на официальном сайте посредством онлайн-сервиса «Обратиться в ФНС России» (https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/) или по телефону контакт-центра: 8-800-222-22-22.

Сноски 1

  1. Далее – Постановление № 776. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Грозят ли заказчику доначисления, если не удержать НДФЛ с аванса?

Заказчик перечислил аванс по договору подряда физическому лицу, но акт выполненных работ еще не подписан. Если не удержать НДФЛ с аванса, какие налоговые риски возникают у организации? Может ли налоговый орган доначислить налог, пени и штраф?

Налоговые риски дарения и мены недвижимости

В 2026 году вышли два принципиально важных судебных акта, которые существенно меняют подход к налогообложению договоров дарения и мены недвижимости между физическими лицами. Конституционный Суд РФ разъяснил, когда при обмене квартирами или земельными участками возникает НДФЛ, а Верховный Суд РФ поставил точку в давнем споре о том, могут ли доначислить налог за подаренную близким родственником коммерческую недвижимость. В статье анализируем оба судебных акта, в том числе аргументацию судей, чтобы было понятно, в каких случаях дарение или мена действительно создают налоговые риски. Здесь же найдете рекомендации, как избежать доначислений.

Можно ли взыскать НДС сверх цены, указанной в договоре без налога

В договоре аренды указана сумма без НДС. Бухгалтер ошибочно указывал в счете-фактуре ту же сумму, но уже с учетом НДС. Возможно ли взыскать с арендатора сумму НДС, недополученную арендодателем? С каким иском можно обратиться в суд?

Новая инструкция по камеральным проверкам. Что изменилось для бизнеса?

ФНС России выпустила новые рекомендации по проведению камеральных проверок, в которых учла как многочисленные законодательные поправки последних лет, так и сложившуюся у налоговиков практику их применения: переход на единый налоговый счет, внедрение риск-ориентированного подхода, запуск национальных систем прослеживаемости и подтверждения ожидания поставки. Эксперт комментирует ситуации со сдачей бухотчетности, процедурой блокировки счетов, сроками камеральных проверок и условиями для досрочного их завершения, принципами истребования документов (однократность, приоритет госресурсов, риск-ориентированный подход), ограничениями банковских запросов по счетам граждан, истребованием документов у контрагентов, изменениями в проверках уточненных деклараций. Отдельно останавливается на вопросе, почему завершение камералки без доначислений больше не гарантирует, что материалы не уйдут на предпроверочный анализ.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Грозят ли заказчику доначисления, если не удержать НДФЛ с аванса?

Заказчик перечислил аванс по договору подряда физическому лицу, но акт выполненных работ еще не подписан. Если не удержать НДФЛ с аванса, какие налоговые риски возникают у организации? Может ли налоговый орган доначислить налог, пени и штраф?

Можно ли взыскать НДС сверх цены, указанной в договоре без налога

В договоре аренды указана сумма без НДС. Бухгалтер ошибочно указывал в счете-фактуре ту же сумму, но уже с учетом НДС. Возможно ли взыскать с арендатора сумму НДС, недополученную арендодателем? С каким иском можно обратиться в суд?

Обязательно ли оформление спецификаций по договорам поставки в рамках ГК РФ?

После проведения камеральной проверки ИФНС указала в акте, что к договору поставки не оформлялись спецификации (договором оформление спецификаций не предусмотрено). В частности, что неоформление спецификаций в том числе свидетельствует о формальности отношений между покупателем и контрагентом. Обязательно ли оформление спецификаций по договорам поставки в рамках ГК РФ?