Могут ли организации учесть страховые взносы при расчете УСН за 2022 год?

Вопрос
Не все организации воспользовались годовой правительственной отсрочкой уплаты по страховым взносам за апрель, июнь, июль, сентябрь 2022 года. Многие продолжили их уплачивать, чтобы учесть их при расчете налога по УСН за 2022 год. Вскоре организации обнаружили, что налоговики отражают у себя эти суммы как переплату по страховым взносам и даже могут зачесть их в счет погашения налоговых долгов. Могут ли организации учесть страховые взносы при расчете УСН за 2022 год?
Отвечает

Организация, подпадающая под отсрочку страховых взносов согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.2022 № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году»1, вправе принять к расходам по УСН за 2022 год страховые взносы или уменьшить налог на них (при объекте «доходы»), если она продолжала их уплачивать в 2022 году в установленные НК РФ сроки.

Обоснуем. Налогоплательщики с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. В частности, они вправе учесть суммы налогов и сборов, за исключением:

  • суммы налога, уплаченной в соответствии с гл. 26.2 НК РФ,
  • и НДС, уплаченного в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов в общем случае учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

В свою очередь, согласно подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики УСН с объектом «доходы» уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, в том числе на сумму: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ. Законом установлено, что налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму указанных расходов не более чем на 50%.

Тем самым требования закона сводятся к тому, чтобы и в том и в другом случае страховые взносы были фактически уплачены в соответствующем налоговом (отчетном) периоде. Как видим, они не связаны с порядком отражения уплаченных страховых взносов в справке о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того, каких-либо особенностей уменьшения налога (авансовых платежей по налогу) в связи с переносом срока уплаты страховых взносов на основании Постановления № 776 не установлено.

Заметим, что ни законодательство о налогах и сборах, ни Постановление № 776 не запрещают уплачивать страховые взносы до наступления крайнего срока такого платежа. Более того, п. 1, 9 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно. Таким образом, полагаем, что организация, подпадающая под отсрочку страховых взносов согласно Постановлению № 766, вправе принять к расходам по УСН за 2022 год страховые взносы или уменьшить налог на них (при объекте «доходы»), если она продолжала их уплачивать в установленные НК РФ сроки.

Отметим, что в экспертном сообществе существует и иное мнение: «отсроченные» взносы даже при их уплате без учета отсрочки не учитываются в уменьшение налога или в составе расходов в периоде уплаты. Но большинство специалистов все-таки при этом поддерживают наш подход. Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Для более объективной оценки налоговых рисков налогоплательщик может обратиться за соответствующими разъяснениями непосредственно в Минфин России и/или налоговые органы (ст. 21, 32, 34.2, 111 НК РФ). Обратиться в ФНС можно на официальном сайте посредством онлайн-сервиса «Обратиться в ФНС России» (https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/) или по телефону контакт-центра: 8-800-222-22-22.

Сноски 1

  1. Далее – Постановление № 776. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Как определить, что сообщение от ИФНС является фейковым?

Все чаще территориальные налоговые инспекции сообщают о распространении ложных запросов и сверок от их имени. Узнаете, на что обратить внимание при поступлении запроса от налогового органа, что должно насторожить и как проверить его реальность.

Экспертизы при разрешении налоговых споров

Какую роль экспертное заключение играет в налоговом споре? Какие экспертизы могут быть назначены судом или проведены налогоплательщиком до суда? Как суды относятся к экспертным заключениям, подготовленным стороной спора до начала судебного процесса или повторно, к рецензиям на экспертизы? Когда судьи откажутся принимать экспертное заключение в качестве доказательства, а когда примут его без сомнений? Может ли суд учесть в качестве доказательств выводы экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел?

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.