Top.Mail.Ru

Договор заключен путем обмена письмами. Куда и как их подшивать?

Вопрос
Если договор заключен путем обмена письмами (оферта и акцепт), то в какое дело их подшивать: в дело с договорами или в дело с перепиской? Как подшивать эти документы, наверное вместе – ​копию своего исходящего письма и оригинал полученного?
Отвечает

Вы рассуждаете верно, договор может быть заключен путем обмена документами, в т.ч. письмами. Причем в обеих организациях, которые являются сторонами договора, службы делопроизводства при регистрации писем и последующем их формировании в дела осуществляют анализ правильности оформления реквизитов полученных / отправляемых писем, определяют «ценность» письма и прогнозируют срок его хранения в связи со значимостью его содержания.

Оферта может быть оформлена как письмо-предложение, которое необходимо оформить на утвержденном бланке письма. Он включает идентификационные реквизиты организации и официальные способы коммуникаций с ней (почтовый адрес, адрес электронной почты, адрес сайта, номер телефона), является во внешней среде «официальным лицом» юридического лица.

В письме-подтверждении (акцепте) должно содержаться согласие на предлагаемые условия договора, а при необходимости и упоминание о гарантии оплаты. Акцепт точно так же необходимо оформить на бланке письма.

Два таких документа вместе являются одним из письменных способов заключения сделки, поэтому подписаны они должны быть уполномоченными на это лицами (первым руководителем или иным лицом по доверенности либо на основании учредительных документов) и хранить их надо вместе.

Действия служб делопроизводства каждой из сторон договора фактически одинаковы, но операции осуществляются с «зеркальными» документами.

Таблица. Какие документы стоит хранить вместе

Копия зарегистрированного отправляемого письма (оферты или акцепта) с визами исполнителя и других согласующих лиц должна остаться в подразделении-исполнителе, которое занимается договорной работой, реализацией продукции, предоставлением услуг. Речь идет о копии с визами или листом согласования, как принято работать с исходящими письмами, хотя в силу значимости документа организация-отправитель может составить и 2 экземпляра оригинала письма, оставив 1 себе.

В номенклатуре дел данного подразделения служба делопроизводства может закрепить заголовок: «Договоры о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг и переписка по их исполнению». В это дело необходимо будет сформировать:

  • вместе с договорами
  • и в аналогичном статусе оферту + акцепт,
  • а также все документы по исполнению сделки (дополнительная переписка, электронные сообщения, акты и т.п.).

Если переписка отдела договорной работы (отдела продаж) ведется активно, то в номенклатуре дел данного подразделения может быть сформировано самостоятельное дело с заголовком, например, «Коммерческая переписка (оферты, акцепты и документы по их исполнению)».

Последовательность расположения документов в данных делах – ​логически-хронологическая, т.е. по мере поступления документов по каждой конкретной сделке. В едином деле с договорами или коммерческой перепиской можно формировать таким образом отдельные маленькие «досье» по каждой сделке. Применяемые папки-регистраторы позволяют даже отделять эти досье чистыми листами бумаги, чтобы оптимизировать последующую подготовку дел с договорами к архивному хранению (в зависимости от сроков их хранения и использования документов в бухгалтерском и налоговом учете).

Формирование дел в соответствии с номенклатурой дел связано с комплексной экспертизой ценности документов в зависимости от их значимости для доказательства законности деятельности организации. Поэтому переписка, подтверждающая заключение договора, обычно формируется в дела с договорами или в самостоятельное дело (при большом объеме) не по виду документа (письмо), а в соответствии с видами сделок и по принципу взаимосвязи.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Обязательно ли бланк письма за границу должен быть двуязычным?

Мы составляем исходящие письма на иностранном (английском) языке, в т. ч. гарантийные письма. У нашей организации утвержден отдельный бланк для писем на английском языке, отдельный бланк на русском, а не на двух языках одновременно, как говорится в п. 6.8 ГОСТ Р 7.0.97-2016. Существуют ли требования относительно оформления таких писем, ведь в наших ЛНА они отдельно не закреплены? Как верно указать дату письма на «иностранном» бланке: April 28, 2024 вместо 28.04.2024?

Предварительный договор: особенности и риски

Когда предварительный договор могут признать основным. Как определить срок для заключения основного договора. Вправе ли стороны включить в такой договор отлагательные и отменительные условия. Можно ли в нем предусмотреть обеспечительные меры. В чем отличие предварительного договора от схожих сделок, с которыми его часто путают на практике (соглашение о намерениях, опцион на заключение договора, опционный и рамочный договоры). Какой главный риск надо учитывать при заключении предварительного договора.

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.