В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Заключенный договор является основанием для возникновения у его сторон взаимных обязательств (п. 2 ст. 307 ГК РФ). Эти обязательства (в том числе обязательство по внесению предусмотренной договором арендной платы) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора (п. 1 ст. 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных законом или договором (п. 1, 2 ст. 310 ГК РФ).
По общему правилу изменение договора возможно исключительно по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).
Изменение договора не по соглашению сторон допускается лишь в исключительных случаях. К таким исключениям относится, в частности, случай, когда одной из сторон законом или договором предоставлено право на одностороннее изменение его условий. Такая сторона при осуществлении этого права должна действовать добросовестно и разумно в пределах осуществления гражданских прав (п. 3 ст. 1, ст. 10, п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения. Как разъяснено в п. 21 и 22 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, то по смыслу п. 3 ст. 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще раза в год. А поскольку в законе отсутствуют положения, которые предоставляли бы арендодателю право на одностороннее изменение размера арендной платы, соответствующая возможность может быть предусмотрена только договором.
Кроме того, поскольку законом императивно не урегулирован порядок реализации арендодателем права на одностороннее изменение арендной платы, такой порядок может быть согласован сторонами в договоре. В отсутствие в договоре соответствующих правил, на наш взгляд, подлежат применению общие правила ГК РФ о порядке отказа от исполнения договора (ст. 310, 450.1 ГК РФ) и – по аналогии – правила ГК РФ об одностороннем изменении условий договора (п. 4 ст. 523 ГК РФ). По смыслу указанных норм предоставленное договором право на односторонний отказ от договора или на его изменение может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от исполнения договора (об изменении договора), и в этом случае, если иное не предусмотрено договором, он прекращается либо считается измененным с момента получения данного уведомления или с даты, указанной в уведомлении. Схожую позицию можно обнаружить и в судебной практике (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.06.2020 № Ф02-1504/20 по делу № А10-1105/2019, Арбитражного суда Московского округа от 30.07.2019 № Ф05-7481/19 по делу № А40-126980/2018).
Договор в части изменения размера арендной платы содержит пункт о том, что арендная плата может быть пересмотрена арендодателем в одностороннем порядке, но не чаще 1 раза в год исходя из размера ежегодного индекса потребительских цен. Изменения размера арендной платы оформляются дополнительными соглашениями, подписанными сторонами.
Как видно, положения данного пункта договора имеют в себе определенное противоречие, которое делает затруднительным предоставить однозначный ответ на вопрос о том, имеет ли право арендодатель в одностороннем порядке (не учитывая волеизъявление арендатора) изменять размер арендной платы:
- с одной стороны, формулировка о том, что арендная плата может быть пересмотрена арендодателем в одностороннем порядке, дает основания для вывода о том, что арендодатель не связан в этом вопросе волей арендатора и имеет право в одностороннем порядке увеличить размер арендной платы, а заключение дополнительного соглашения является лишь способом оформления изменившегося размера арендной платы;
- с другой стороны, необходимость оформления дополнительного соглашения может нивелировать значение предусмотренного договором права арендодателя на одностороннее изменение арендной платы.
На наш взгляд, в случае возникновения спора окончательный ответ на вопрос о том, вправе ли арендодатель в одностороннем порядке изменить размер арендной платы, может дать лишь суд.
В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если эти правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон. Поэтому в случае передачи спора на рассмотрение суда именно суд должен будет принять окончательное решение на основе сделанной им оценки приведенного в вопросе условия. Однозначно оценить перспективу такой судебной оценки мы, разумеется, не можем.
Фрагмент документа
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.08.2023 по делу № А79-1477/2023
Из пункта 3.2.5 договора следует, что постоянная часть арендной платы может быть увеличена предпринимателем в одностороннем порядке путем направления субарендатору уведомления, которое является безусловным и оформляется дополнительным соглашением к договору.
Таким образом, условиями договора предусмотрена возможность пересмотра арендатором размера постоянной части арендной платы путем направления субарендатору уведомления, являющегося безусловным, то есть обязательным для субарендатора. Из содержания данного пункта договора следует, что заключения дополнительного соглашения к договору для увеличения арендной платы не требуется, оно является только способом оформления этого увеличения.
Соответственно, есть вероятность того, что суд признает право арендодателя на одностороннее изменение размера арендной платы (при этом должна соблюдаться установленная договором периодичность изменений). При этом основанием для такого изменения будет являться не дополнительное соглашение (которое лишь оформит уже изменившиеся цены), а именно уведомление арендодателя, его одностороннее волеизъявление.
Арендодателю в этом случае необходимо направить уведомление об изменении размера арендной платы с указанием даты, с которой произойдет изменение, приложив к уведомлению дополнительное соглашение для фиксации нового размера арендной платы с указанной даты. При таком толковании договора отказ арендатора от подписания дополнительного соглашения не может освободить его от обязанности по внесению арендной платы в измененном размере.
Однако повторимся, окончательное толкование условий договора может дать только суд. Полностью исключить вероятность иного толкования (необходимость волеизъявления арендатора для изменения размера арендной платы) мы не можем (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 № 09АП-62654/21 по делу № А40-69597/2021).
К сожалению, судебной практики по толкованию полностью аналогичного условия нам обнаружить не удалось.