Top.Mail.Ru
Вопрос
Можно ли ставить в бумажных трудовых книжках печать отдела кадров? Речь идет как о титульном листе, так и разделе «Сведения о работе».
Отвечает

Напомним, что обязанность иметь печать для организаций, созданных в организационно-правовых формах ООО и АО, отменена1 . Сведения о ее наличии должны содержаться в уставе организации. В связи с этим проставление печати в бумажной трудовой книжке осуществляется только при ее наличии2 .

При этом п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек установлено, что заверить первую страницу (титульного листа) трудовой книжки можно как основной печатью организации, так и печатью кадровой службы 3.

Фрагмент документа

Абзац 2 п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69

Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает также лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, после чего ставится печать организации (печать кадровой службы) (при наличии печати), в которой впервые заполнялась трудовая книжка.

Казалось бы, все ясно. Но в 2008 г. требование о проставлении оттиска печати в Правилах ведения и хранения трудовых книжек4  было изменено. Сравните две редакции документа:

Многие эксперты полагают, что данное изменение направлено на приведение положений Правил в соответствие с новой редакцией норм ТК РФ, которые поменялись в части возложения обязанности по ведению трудовых книжек на индивидуальных предпринимателей 5. Целью нововведений, по всей видимости, была замена двух видов нанимающих работников субъектов – ​организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей одним общим понятием «работодатель». Но в результате было исключено использование печатей кадровых подразделений для заверения трудовых книжек.

Многие отмечают, что Правила имеют приоритет над Инструкцией. Однако упускают, что п. 35 Правил непосредственно никогда не регулировал вопрос заверения титульного листа трудовой книжки. Напрямую он касался лишь ситуации заверения всех записей трудовой книжки в разделе «Сведения о работе», внесенных за время работы у данного работодателя, при увольнении работника (прекращении с ним трудового договора). Интересно, что аналогичных изменений в п. 2.2 Инструкции, в которой говорится о заверении именно титульного листа трудовой книжки, не последовало.

Роструд в письме от 22.11.2012 № 1450-6-1 по данному вопросу высказался следующим образом.

Фрагмент документа

Письмо Роструда от 22.11.2012 № 1450-6-1

…по нашему мнению, действующая редакция указанного пункта Правил ведения трудовых книжек не предоставляет возможности для работодателей – ​юридических лиц при увольнении работников ставить в их трудовые книжки печать своей кадровой службы.

Однако слишком формальный подход к применению нормы, закрепленной в п. 35 Правил ведения трудовых книжек, с нашей точки зрения, может существенно затруднить для работодателя выполнение своих обязанностей при увольнении работников, предусмотренных законодательством.

В связи с этим наличие в трудовой книжке печати кадровой службы, другой печати работодателя, содержащей информацию о наименовании работодателя (юридического лица) и месте его нахождения, что формально позволит подтвердить факт работы работника у данного работодателя, а не гербовой печати организации, на наш взгляд, не должно влечь за собой нарушение прав работников.

В последующем Роструд еще раз подтвердил свой основной вывод.

Фрагмент документа

Письмо Роструда от 20.01.2014 № ПГ/13282-6-1 «О печатях в трудовой книжке»

…наличие в трудовой книжке печати кадровой службы, другой печати работодателя, содержащей информацию о наименовании работодателя (юридического лица) и месте его нахождения, что фактически позволит подтвердить факт работы работника у данного работодателя, по нашему мнению, не должно влечь за собой нарушение прав работников.

Отметим, что оба разъясняющих письма Роструда напрямую касаются и ситуаций с заверением печатью записей об увольнении (прекращении трудового договора) в трудовой книжке. Примечательно, что последний абзац письма от 20.01.2014 № ПГ/13282-6-1 содержит следующий посыл: «За консультацией по вопросам применения трудового законодательства также можно обращаться на электронный сервис онлайнинспекция.рф».

Но обратившись к названному сайту, мы с удивлением обнаружили противоположное по смыслу мнение: «При заполнении трудовых книжек должна проставляться печать именно работодателя, а не кадровой службы»6 .

Однако на сайте Роструда есть и более мягкие варианты ответа на вопрос о возможности простановки оттиска печати кадровой службы (по сути, повторяющие положения процитированных нами выше писем Роструда): «Наличие в трудовой книжке печати кадровой службы, другой печати работодателя, содержащей информацию о наименовании работодателя (юридического лица) и месте его нахождения, что фактически позволит подтвердить факт работы работника у данного работодателя, по нашему мнению, не должно влечь за собой нарушение прав работников. То есть работодатель вправе заверить запись в трудовой книжке работника о его увольнении той печатью, которая содержит информацию о наименовании работодателя (юридического лица) и месте его нахождения» 7.

Поэтому рекомендуем по возможности заверять все записи в бумажной трудовой книжке печатью работодателя без указания на ее принадлежность кадровому подразделению. Либо озаботиться наличием на печати кадровой службы информации о наименовании работодателя (юридического лица) и месте его нахождения.

Сноски 7

  1. Федеральным законом от 06.04.2015 № 82‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ». Вернуться назад
  2. См. также Разъяснения по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. приказом Минтруда РФ от 31.10.2016 № 589н). Вернуться назад
  3. Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69), далее – ​Инструкция. Вернуться назад
  4. Абзац 1 п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), далее – ​Правила. Вернуться назад
  5. В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 № 90‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Вернуться назад
  6. https://онлайнинспекция.рф/questions/viewFaq/768 Вернуться назад
  7. https://онлайнинспекция.рф/questions/view/133130, см. также https://онлайнинспекция.рф/questions/view/119418 Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Кто должен подготовить и выдать документы работнику в день прекращения трудового договора?

Кто должен подготовить и выдать документы работнику в день прекращения трудового договора (сотрудник отдела кадров или бухгалтерии)? Какие документы обязан выдать работодатель при увольнении работнику, в отношении которого ведется бумажная трудовая книжка?

7 ответов на кадровые вопросы по мобилизованным

Что делать, если работник исчез без предъявления повестки или не успел оформить заявление о приостановлении действия трудового договора, как того требует ТК РФ? А если он пропал и скрывается, не будучи официально мобилизованным? Как работодателю принять нового работника на место мобилизованного? Как уволить срочника после возвращения мобилизованного? Что делать с замещающим работником, если мобилизованный не вышел на работу после окончания мобилизации и его уволили за это? По каким основаниям разрешено увольнять мобилизованных? Как прекратить трудовой договор в случае смерти или признания безвестно отсутствующим ранее мобилизованного сотрудника? В статье даем ответы на эти вопросы и разбираем связанные с ними ситуации. Приводим образцы отдельных формулировок и оформления документов: условия трудового договора о сроке его действия при заключении с работником, замещающим мобилизованного, и приказа о приеме на работу; допсоглашения к трудовому договору с замещающим мобилизованного о том, что он трансформируется в действующий неопределенный срок в связи с увольнением замещаемого сотрудника; приказа об увольнении в связи с невыходом на работу в течение 3 месяцев после окончания военной службы по контракту, записей в бумажную трудовую книжку и подраздел ЕФС-1 для этой ситуации; приказа о прекращении трудового договора в связи со смертью работника и расписки в получении трудовой книжки погибшего работника его супругой.

Нужно ли уведомить работника о переименовании компании?

Обязан ли работодатель письменно уведомлять работников за 2 месяца об изменении названия учреждения (переименовании)?

Что делать с испорченными бланками трудовой книжки и вкладыша?

В каких случаях бланки трудовой книжки и вкладыша в нее считаются испорченными? Кто уполномочен принимать решение об их уничтожении? Когда без создания комиссии по списанию и уничтожению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее не обойтись? Каким образом правильно составить акт об уничтожении и требуются ли дополнительные документы? Какие есть варианты по исправлению записей, если поспешили внести сведения о выданной трудовой книжке или вкладыше в книгу учета их движения, а потом этот бланк оказался испорчен? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы. Приводим образцы приказа о создании комиссии по списанию и уничтожению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, актов об уничтожении указанных бланков (составленных как комиссионно, так и единолично); примеры заполнения приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша, книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них при порче бланков.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

7 ответов на кадровые вопросы по мобилизованным

Что делать, если работник исчез без предъявления повестки или не успел оформить заявление о приостановлении действия трудового договора, как того требует ТК РФ? А если он пропал и скрывается, не будучи официально мобилизованным? Как работодателю принять нового работника на место мобилизованного? Как уволить срочника после возвращения мобилизованного? Что делать с замещающим работником, если мобилизованный не вышел на работу после окончания мобилизации и его уволили за это? По каким основаниям разрешено увольнять мобилизованных? Как прекратить трудовой договор в случае смерти или признания безвестно отсутствующим ранее мобилизованного сотрудника? В статье даем ответы на эти вопросы и разбираем связанные с ними ситуации. Приводим образцы отдельных формулировок и оформления документов: условия трудового договора о сроке его действия при заключении с работником, замещающим мобилизованного, и приказа о приеме на работу; допсоглашения к трудовому договору с замещающим мобилизованного о том, что он трансформируется в действующий неопределенный срок в связи с увольнением замещаемого сотрудника; приказа об увольнении в связи с невыходом на работу в течение 3 месяцев после окончания военной службы по контракту, записей в бумажную трудовую книжку и подраздел ЕФС-1 для этой ситуации; приказа о прекращении трудового договора в связи со смертью работника и расписки в получении трудовой книжки погибшего работника его супругой.

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.

Как заверить копию трудовой книжки работника?

Казалось бы, в век цифровых технологий понятие копии трудовой книжки должно бы уйти в прошлое: выписку со сведениями о трудовой деятельности СТД-ПФР можно получить, кликнув пару раз мышкой на портале госуслуг. Но пока в сейфах работодателей хранится хоть одна бумажная трудовая книжка, вопрос правильного оформления ее копии останется актуальным. Объясняем, когда работодатель обязан выдавать копию трудовой книжки работнику, как правильно копировать этот документ (можно ли на 1 странице копии размещать сразу 2 разворота или нужно копировать только по 1 развороту на каждой странице), каким способом скреплять листы копии и в каком месте ставить заверительную надпись, а также как зафиксировать вручение заверенной копии книжки сотруднику. Приводим образцы заявления работника о выдаче копии трудовой книжки и, собственно, отметки о заверении копии (с указанием, где именно ее лучше расположить). Рассказываем про любопытную судебную практику по вопросу о том, какой способ заверения копии считать надлежащим.