Top.Mail.Ru

Об оформлении удаленной работы главного бухгалтера, находящегося в Турции

Вопрос
В июле 2019 года главбух в связи с рождением ребенка ушла в декрет. По устной договоренности с генеральным директором она работает дома. По документам никаких изменений в ее работе нет, получает полную зарплату, табель закрываем «8». На основании указов мэра Москвы ее перевели двумя приказами на дистанционную работу до окончания ограничений. Приказы подписаны генеральным директором, отправлены главбуху по электронной почте. Но отметки об их получении и ознакомлении с ними нет. Работница приказом была отправлена в отпуск с 1 по 15 октября. Отпускные выплачены. Она улетела в Турцию и по устной договоренности с генеральным директором после завершения отпуска осталась работать удаленно в Турции. На сегодняшний момент (ноябрь 2020 г.) между генеральным директором и главным бухгалтером возникли разногласия, и встал вопрос, как юридически правильно («задним числом») оформить ее удаленную работу, чтобы, учитывая ситуацию с COVID, генеральный директор не мог нести ответственность и риски (как работодатель) за сотрудника, который находится на удаленной работе в Турции?
Отвечает

Для начала обратим внимание, что изменить условие трудового договора с работы в офисе на дистанционную работу возможно только по письменно оформленному соглашению между работником и работодателем, а не по приказу работодателя. Это предусмотрено ст. 72 ТК РФ. В вашей ситуации издание только приказа – ​это нарушение трудового законодательства1.

Оформление каких-либо документов «задним числом» действующими нормами законодательства, в том числе трудового, не предусмотрено. Для исправления ситуации рекомендуем работодателю текущим числом заключить с главным бухгалтером дополнительное соглашение к трудовому договору о переходе на дистанционную (удаленную) работу (см. Пример). В соглашении следует указать, что работа в дистанционном режиме осуществляется с такого-то (фактического) числа. Тем самым вы устраните допущенное ранее нарушение.

Пример. Дополнительное соглашение к трудовому договору о переходе на дистанционную работу

Чтобы в сложившейся ситуации подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, можно направить два экземпляра соглашения, подписанных работодателем, почтой главному бухгалтеру, находящемуся в Турции. В сопроводительном письме рекомендуем изложить просьбу подписать экземпляр работодателя, в т. ч. подставить подпись о получении на руки своего экземпляра, и отправить его обратно также почтой.

На основании заключенного дополнительного соглашения к трудовому договору, возможно, возникнет необходимость внести изменения в приказ (приказы) о переходе главного бухгалтера на дистанционную (удаленную) работу. Это будет зависеть от содержания приказа (или приказов).

Поскольку в табеле работнику ставится «8», то этим вы признаете факт учета времени работы. После подписания указанного соглашения ничего не меняется.

Если оформить дополнительные соглашения этим или другим способом невозможно, а главный бухгалтер после 15.01.2021 (или иной даты по окончании фактического периода дистанционной (удаленной) работы) не выйдет на работу, то будет иметь место прогул (соответственно в табеле ставить «8» с этой даты не надо). В таком случае на основании подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе уволить главного бухгалтера или привлечь его к иной дисциплинарной ответственности (замечание, выговор). При этом должен быть соблюден порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 193 ТК РФ (в т. ч. придется официально запросить письменное объяснение и пр.), и у работника не должно быть уважительных причин неявки на работу.

Сноски 1

  1. Мы не говорим о ситуации, когда дистанционная работа вводится по инициативе работодателя без согласия работника, которая стала возможна с 2021 г. Подробнее читайте в статье «Как изменилась дистанционная работа с 2021 года» в № 1' 2021. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Свежая судебная практика по дистанционной работе: что учитывать

Узнате, как суды разрешают спорные вопросы, возникающие в трудовых отношениях при дистанционной работе и связанные с оформлением трудовых договоров, оплатой труда, переводами и увольнениями. В частности, вы будете в курсе важных выводов о последствиях тех или иных формулировок условий о дистанционной работе в трудовом договоре; об определении места работы «удаленщика» и установлении порядка взаимоотношения сторон; а также касательно соблюдения прав дистанционных работников при увольнении как по общим, так и специальным основаниям.

Налоги и взносы при использовании своего автомобиля работником с разъездным характером труда

В статье разбираем особенности уплаты налогов и страховых взносов при компенсации расходов, связанных с разъездным характером работы, когда сотрудник ездит на своем автомобиле (курьер, торговый представитель и т.д.). Какие налоги платить? Когда можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на расходы по выплатам таким работникам? Показываем, что выгоднее с точки зрения налогообложения: платить компенсацию работнику за использование его автомобиля или заключить с ним договоры аренды транспортного средства и платить арендные платежи. Узнаете также, как оптимизировать документооборот и какими подтверждающими документами нужно заручиться, чтобы у контролирующих органов не было претензий. Будете в курсе позиций ФНС и Минфина России, а также судов по спорным вопросам. В вашем распоряжении будет образец договора аренды легкового автомобиля с водителем.

Дистанционный труд с разъездным характером на автомобиле работника

Может ли работодатель установить дистанционному работнику разъездной характер труда? Разрешено ли работнику при этом использовать для разъездов собственный автомобиль? Как прописать в трудовом договоре дистанционщика место работы с разъездным характером? Приведет ли это к необходимости регистрировать обособленное подразделение? Какие выплаты полагаются при разъездном характере работы? Приравниваются ли расходы на бензин к расходам по проезду согласно ст. 168.1 ТК РФ? Как оформляется использование личного авто в служебных целях и как оплачивается: перечислять ли работнику компенсацию согласно трудовому договору или заключить с ним договор аренды на его авто? Что выгоднее? В статье отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, приводим образец дополнительного соглашения к трудовому договору с сотрудником о дистанционной работе с разъездным характером труда и использованием им собственного автомобиля для служебных поездок.

Что учесть и как оформить трудовой договор на удаленную работу с работником c Крайнего Севера?

Работодатель планирует принять на работу гражданина из г. Мурманска. Работа будет удаленная. Как правильно подсчитать и прописать в трудовом договоре все полагающиеся надбавки? Нужно ли учитывать стаж, указанный в трудовой книжке? Если были перерывы в трудовом стаже, нужно ли их исключать?

Как изменилась дистанционная работа с 2021 года

Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Устанавливаем разделение рабочего дня на части

Ограничения, введенные из-за коронавируса, оказали значительное влияние на трудовые отношения. Некоторые работодатели стали делить рабочий день сотрудников на части. С одной стороны, для защиты персонала – чтобы они не ездили в общественном транспорте в час пик на работу, а также для обеспечения требуемой дистанции между присутствующими в офисе сотрудниками во время рабочего дня. С другой стороны, из-за пандемии у многих перестроился поток клиентов / покупателей и оказалось бессмысленно держать на работе сотрудников в те часы, когда клиентов / покупателей нет. Расскажем, в каких случаях законодатель разрешает поделить рабочую смену / день на периоды и как пошагово перейти на режим разделения рабочего дня на части.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.

Переводим сотрудников на неполное рабочее время

В связи с пандемией бизнес оказался в сложном положении. Работодатели вынуждены массово вводить режимы неполного рабочего времени, что является хорошей альтернативой сокращению численности и штата. Но изменение графика и продолжительности работы сотрудников – ​непростая процедура. Рассказываем, на что обратить внимание, какие документы составить в зависимости от конкретных ситуаций (приводим 15 образцов документов). Объясняем, как пошагово провести процедуру: даем алгоритмы действий в зависимости от наличия или отсутствия согласия работника на изменение режима рабочего времени, а также в ситуации с угрозой массового увольнения.