Top.Mail.Ru

Должен ли работодатель запросить с сотрудников согласия на работу в нерабочие дни, объявленные Президентом?

Вопрос
Нужно ли брать с работника письменное согласие на работу в нерабочие дни, объявленные Указом Президента РФ с 4 по 7 мая, или можно без таких согласий выпустить приказ по компании, объявив эти дни рабочими?
Отвечает

С 4 по 7 мая 2021 г. включительно Президент РФ Указом от 23.04.2021 № 242 установил нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом работодатели получили право самостоятельно определять, кто будет исполнять в этот период трудовые функции, в том числе дистанционно, а кто будет отдыхать. Это положение касается всех работодателей.

Минтруд России в рекомендациях от 26.04.2021 (размещены на сайте: https://mintrud.gov.ru/1869.html) указал, что соответствующее решение работодатель должен оформить приказом (распоряжением), локальным нормативным актом (далее будем именовать обобщенно – ​приказ).

Как и с любым документом, непосредственно связанным с трудовой деятельностью работника, с этим приказом (распоряжением) работодатель обязан ознакомить работников под личную подпись.

А вот получать их согласие на работу в нерабочие дни, по нашему мнению, не требуется. Это связано с тем, что, во-первых, работодатели уполномочены на принятие решения о работе в нерабочие дни непосредственно Указом Президента РФ (п. 2). А во-вторых, нерабочие дни не являются выходными или нерабочими праздничными днями, следовательно к ним не применяются положения ст. 113 ТК РФ о необходимости получения согласия работников на работу в названные дни. Никакими другими законодательными актами также не предусмотрена необходимость получения согласия сотрудников на работу в объявленные президентом РФ нерабочие дни.

Отметим, что нельзя исключить появления в последующем разъяснений со стороны Минтруда России, Роструда, в которых чиновники в интересах работников настаивали бы на необходимости получения таких согласий, чтобы хоть как-то сгладить недовольство трудящихся масс тем, что президент России пообещал нерабочие дни, а работодатели своими актами их «отняли». Также не секрет, что проверяющие из трудовых инспекций, а зачастую и суды прислушиваются к мнению этих ведомств. Поэтому рекомендуем отслеживать рекомендации и разъяснения по этому вопросу и учитывать риски споров с работниками.

Пример. Приказ о привлечении к труду в нерабочие дни

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Типичные нарушения законодательства о труде в период пандемии и ответственность за них

С весны 2020 года неожиданно все сферы жизни затронула пандемия коронавируса, которая существенно повлияла и на структуру трудовых отношений. В условиях «нерабочих оплачиваемых дней» компании пытались выжить, как могли, однако мало кому удалось и полностью сохранить штат компании, заработную плату, и соблюсти все требования, связанные с защитными мерами от ковида. Отголоски «коронавирусных» нарушений слышны до сих пор, поэтому рассмотрим наиболее часто возникающие нарушения в сфере труда, актуальные на сегодняшний день. Вы поймете, что еще можно успеть поправить до прихода проверяющих и споров с работниками.

Новый порядок оформления и выдачи больничных

С конца прошлого года начал действовать новый порядок оформления и выдачи листков нетрудоспособности. Расскажем, кому и в каких случаях выдается бумажный или формируется электронный больничный, а также когда составляется выписка из медицинской карты. Поясним, при каких обстоятельствах оформление листка не предусмотрено; что делать, если в документе обнаружена ошибка; когда выдается больничный на карантине, совместителю, в связи с беременностью и родами, а также при болезни ребенка.

Наказания за нарушения антиковидных ограничений

Ранее мы рассказывали, какие обязанности должен выполнять работодатель для профилактики коронавирусной инфекции. Сейчас же рассмотрим: какая может быть ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов; по какой статье возможно привлечение в различных ситуациях; кто конкретно будет наказан: работодатель, его ответственное должностное лицо или работник? Разъясним статус актов Роспотребнадзора и проанализируем уже имеющуюся судебную практику.

Об оформлении удаленной работы главного бухгалтера, находящегося в Турции

В июле 2019 года главбух в связи с рождением ребенка ушла в декрет. По устной договоренности с генеральным директором она работает дома. По документам никаких изменений в ее работе нет, получает полную зарплату, табель закрываем «8». На основании указов мэра Москвы ее перевели двумя приказами на дистанционную работу до окончания ограничений. Приказы подписаны генеральным директором, отправлены главбуху по электронной почте. Но отметки об их получении и ознакомлении с ними нет. Работница приказом была отправлена в отпуск с 1 по 15 октября. Отпускные выплачены. Она улетела в Турцию и по устной договоренности с генеральным директором после завершения отпуска осталась работать удаленно в Турции. На сегодняшний момент (ноябрь 2020 г.) между генеральным директором и главным бухгалтером возникли разногласия, и встал вопрос, как юридически правильно («задним числом») оформить ее удаленную работу, чтобы, учитывая ситуацию с COVID, генеральный директор не мог нести ответственность и риски (как работодатель) за сотрудника, который находится на удаленной работе в Турции?

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Елена Кожемякина: «“Работа в России” стала еще одним “подарком” для работодателей»

Весной этого года с началом пандемии у работодателей возникла новая обязанность – ​регистрироваться на портале «Работа в России» и сообщать через него о целом ряде кадровых событий, включая увольнения, перевод на «удаленку», неполное рабочее время и пр. Несмотря на то что обязанность временная (пока она установлена до конца 2020 года, но, возможно, будет продлена) и существует уже несколько месяцев, вопросов по ней очень много. Что из себя представляет портал? Всем ли необходимо там регистрироваться? Нужно ли для этого быть зарегистрированным на портале госуслуг? Какая ответственность за неуведомление службы занятости? Надо ли подавать информацию о чем-то еще, например дистанционной работе и переходе на неполный рабочий день? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» собрал самые частые вопросы кадровиков и поговорил о них с Еленой Кожемякиной, управляющим партнером юридической фирмы BLS.

Обязанности работодателя в связи с COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.

Что выбрать: «удаленка», «дистанционка», надомная работа или фриланс?

Пандемия коронавируса стимулирует бизнес осваивать непривычные формы организации труда. Еще недавно работодатели ставили под сомнение эффективность труда сотрудника при дистанционной работе. В настоящий момент многие организации изменили свой подход. ТК РФ регулирует дистанционную, надомную и отдельно – работу на дому (при отпуске по уходу за ребенком и пр.). Депутаты рассматривают законопроект о регламентировании временной и комбинированной дистанционной (удаленной) работы. При переводе сотрудников на «удаленку» некоторые работодатели допускают ошибки, неправильно используя термины, отражающие особенности условий труда. Расскажем, чем они отличаются, а также с какими преимуществами и минусами придется столкнуться.