Top.Mail.Ru
Вопрос
Как организовать ведение воинского учета в организации, где воинский учет не велся?
Отвечает

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии со следующими нормативными актами:

  • подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61‑ФЗ «Об обороне»;
  • подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31‑ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53‑ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – ​Положение о воинском учете);
  • Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (далее – ​Инструкция);
  • Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее – ​Методические рекомендации).

В первую очередь руководителю организации необходимо назначить лиц, ответственных за воинский учет. Количество работников, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества работников, состоящих на воинском учете в организации, по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 12 и 13 Положения о воинском учете). При наличии в организации 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – ​военно-учетный стол.

Согласно п. 39 Методических рекомендаций в организации должны быть:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме согласно приложению № 4 к Методическим рекомендациям. Приказом определяются персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан. Документ согласовывается с военкоматом муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), или с органом местного самоуправления сельского поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов;
  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Примерная форма приведена в приложении № 17 к Методическим рекомендациям. План разрабатывается на календарный год и согласовывается с военкоматом (п. 37 Методических рекомендаций);
  • картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет. В Методических рекомендациях идет речь о личных карточках формы № Т-2. Однако действующая сейчас Инструкция предусматривает специальную форму для карточек, по которым в организациях осуществляется воинский учет призывников и военнообязанных. Это форма № 10, приведенная в приложении № 22 к Инструкции. Статус карточек формы № Т-2, уже заполненных к моменту вступления в силу Инструкции, а также сроки замены их в картотеке на карточки формы № 10 Мин­обороны России не определило. Как мы понимаем, это означает, что с даты вступления в силу Инструкции картотека должна состоять только из карточек формы № 10, заполненных на всех работников, подлежащих воинскому учету, независимо от даты их приема на работу;

  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета (приложение № 14 к Методическим рекомендациям);
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. Как правило, в справочную информацию включаются распечатанные тексты нормативных правовых актов, на основании которых ведется воинский учет или которые связаны с воинским учетом, образцы документов воинского учета.

Из информации, размещенной на официальных сайтах органов госвласти и местного самоуправления, следует, что при ежегодной сверке учетных данных все организации, расположенные на территории муниципального образования, обязаны представлять в местную комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе карточку учета организации (форма № 18). Указанная карточка заверяется печатью и подписью руководителя организации и является основным ежегодным документом о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.

При трудоустройстве военнообязанного сотрудника или прекращении с ним трудового договора организация обязана уведомить военкомат в течение 5 дней с даты издания приказа работодателя (подп. «а» п. 32 Положения о воинском учете). Сведения предоставляются в бумажном виде по форме Приложения № 2 к Положению о воинском учете. Порядок не предусматривает исключений из этого правила, в том числе и для случаев, когда организация, в которой уже работают сотрудники, не вела воинский учет. Несообщение в установленный законом срок в военкомат о гражданах, принятых на работу до 2023 года и подлежащих воинскому учету, является основанием для привлечения должностного лица организации-работодателя к административной ответственности, но не освобождает от обязанности направить в военкомат сведения о таких гражданах. Поэтому полагаем, что независимо от давности приема на работу военнообязанных сотрудников в отношении каждого из них организация должна подать сведения о приеме на работу.

Предоставить сведения о приеме или увольнении сотрудника следует:

  • в тот военкомат, в котором сотрудник должен состоять на воинском учете, т.е. по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией,
  • если на территории населенного пункта, в котором работник живет или пребывает, военный комиссариат отсутствует, то в соответствующий орган местного самоуправления (подп. «а» п. 50 и подп. «а» п. 32 Положения о воинском учете, письмо Минобороны России от 06.10.2023 № 207/6/3665).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик

Как проходят плановые, внеплановые проверки и профилактические мероприятия, проводимые трудовой инспекцией, с учетом моратория в 2024 году. Что такое риск-ориентированный подход, как узнать свою категорию риска. В каком случае может прийти внеплановая проверка. Когда плановая проверка может быть заменена профилактическим мероприятием. Сколько длятся контрольные мероприятия ГИТ. Какие ошибки чаще всего находят инспекторы на проверках.

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Считаем срок давности привлечения к административной ответственности

Работодатель и его должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за правонарушение по истечении определенного времени после его совершения. Такой период времени называется сроком давности. За его пределами инспекция труда не может вынести постановление по делу об административном правонарушении, а если постановление принято, то его можно будет оспорить.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства: как защититься

Работодатели и их должностные лица нередко подвергаются ответственности за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ). Рассмотрим ситуации привлечения к ответственности, поговорим, от чего зависит размер штрафа, налагаемого на работодателя и его должностных лиц, возможно ли его снизить или вообще избежать, кем он применяется, а также, исходя из анализа судебной практики и личного опыта эксперта, расскажем о тех моментах, на которые стоит обратить внимание при защите интересов организации.

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.