Top.Mail.Ru
Вопрос
Обязан ли работодатель предоставить копии локальных нормативных актов работнику?
Отвечает

По нашему мнению, ознакомление работника с тем или иным документом не может являться препятствием для его выдачи на основании ст. 62 ТК РФ. В условиях правовой неопределенности, во избежание риска жалобы работника в проверяющие органы, на наш взгляд, работодателю при наличии письменного заявления сотрудника следует удовлетворить его просьбу о выдаче копий локальных нормативных актов, связанных с его работой.

Статья 62 ТК РФ предусматривает, что по письменному заявлению сотрудника работодатель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать сотруднику:

  • трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения);
  • копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

При этом судебная практика по вопросу о необходимости предоставления работнику копий локальных нормативных актов по его письменному заявлению неоднозначна.

Позиция 1. Работодатель не обязан выдавать работнику копии локальных актов организации.

Суды, рассматривая споры о выдаче документов, говорят, что перечень документов в ч. 1 ст. 62 ТК РФ не является исчерпывающим: помимо названных в этой норме, работодатель обязан выдавать и другие документы.

Вместе с тем согласно судебной практике в последнее время работникам отказывают в удовлетворении требований о выдаче положений об оплате труда, коллективных договоров и других локальных нормативных актов. Свои решения суды обосновывают тем, что в отношении ЛНА трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя по ознакомлению с ними под подпись, но не по предоставлению указанных документов работнику (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.08.2015 по делу № 33-4430/2015).

По мнению судебных органов, приведенный в ст. 62 ТК РФ примерный перечень документов, подлежащих выдаче работнику по его требованию, свидетельствует о том, что такие документы должны касаться в первую очередь непосредственно работника, то есть содержать персональную информацию о нем и, следовательно, обязанность работодателя по выдаче копий локальных нормативных актов не предусмотрена (определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 по делу № 8Г-2036/2023, от 25.08.2022 № 8Г-11043/2022, Санкт-Петербургского городского суда от 24.03.2021 № 33-5924/2021, Свердловского областного суда от 14.01.2021 № 33-504/2021, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 № 8Г-5310/2020, Верховного суда Республики Башкортостан от 14.01.2021 № 33-309/2021, от 02.11.2016 № 33-22118/2016, Магаданского областного суда от 26.05.2020 № 33-421/2020).

Позиция 2. Работодатель обязан выдавать работнику копии локальных актов организации, если они не содержат персональных данных иных работников.

Однако имеется и противоположная судебная практика, признающая, что работодатель обязан представить работнику на основании ст. 62 ТК РФ также копии тех документов, которые, хотя и не содержат сведений о работе конкретного работника, однако непосредственно затрагивают его права и обязанности (определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2021 № 8Г-15956/2021, Севастопольского городского суда от 29.03.2021 № 33-885/2021, Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28.01.2019 № 33а-248/2019, Краснодарского краевого суда от 25.05.2017 № 33-12750/2017; решения Хабаровского краевого суда от 16.05.2013 № 21-206/2013, Иркутского областного суда от 20.02.2019 № 21-113/2019).

На наш взгляд, такое толкование ст. 62 ТК РФ, которое предполагает, что связанными с работой можно считать только документы, содержащие информацию о конкретном работнике, приводит к необоснованному снижению уровня предоставленных сотрудникам гарантий. Ознакомление работника с каким-либо документом, по нашему мнению, также не может являться препятствием для его выдачи на основании ст. 62 ТК РФ. Ведь сотрудник может и не запомнить содержание документа, с которым его когда-то ознакомили. При этом необходимость выдачи других документов, с содержанием которых работника также ознакомили (например, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности), почему-то под сомнение специалистами не ставится.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА

Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.

Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных

В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о представлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.

Бумажные документы для дистанционного работника

Какие документы в бумажном виде должен предоставить работодатель дистанционному работнику?

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.

Прошиваем и заверяем оригиналы и копии документов

Отделу кадров нередко приходится сшивать и заверять документы и их копии (начиная с многостраничных локальных нормативных актов, должностных инструкций, приказов, трудовых книжек и заканчивая личными делами). Покажем, как прошить листы документа; что включить в заверительную надпись, если это сшив подлинника, копии и многостороннего документа. Поясним, как заверить копию и что указать, если оригинал, с которого она изготавливается, не подшит в дело. Расскажем, как делегировать заверение копий от руководителя другим сотрудникам – с образцами соответствующего приказа, доверенности и фрагмента ЛНА. Данное право можно предоставить даже людям, не являющимся штатными работниками. Опубликован опыт компании СКБ Контур,

Ведем реестр НПА в области охраны труда

Изменения в ТК РФ, вступившие в силу в 2022 году, обязывают работодателя вести реестр (перечень) нормативных правовых актов (НПА), которые содержат требования охраны труда, а также обеспечить работникам доступ к указанным документам. Многие специалисты по охране труда отреагировали на новую обязанность весьма негативно, ведь это дополнительная нагрузка. Автор комментирует, в чем именно заключаются новые требования. Достаточно ли сделать распечатки НПА и расположить их на видном месте? Или нужно обеспечить сотрудникам доступ к справочно-правовой системе на их компьютерах? Узнаете и о том, какие плюсы для работодателя влечет наличие подобного реестра. Получите рекомендации, как его можно усовершенствовать, а также образцы приказов об утверждении реестров и оформления самих перечней (в зависимости от конкретной ситуации).