Как правильно назвать приказ об утверждении и введении в действие ЛНА?
Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?
По нашему мнению, ознакомление работника с тем или иным документом не может являться препятствием для его выдачи на основании ст. 62 ТК РФ. В условиях правовой неопределенности, во избежание риска жалобы работника в проверяющие органы, на наш взгляд, работодателю при наличии письменного заявления сотрудника следует удовлетворить его просьбу о выдаче копий локальных нормативных актов, связанных с его работой.
Статья 62 ТК РФ предусматривает, что по письменному заявлению сотрудника работодатель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать сотруднику:
Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
См. статью «Прошиваем и заверяем оригиналы и копии документов» в № 3’ 2021
См. статью «Как заверить копию трудовой книжки работника?» в № 12’ 2022
При этом судебная практика по вопросу о необходимости предоставления работнику копий локальных нормативных актов по его письменному заявлению неоднозначна.
Позиция 1. Работодатель не обязан выдавать работнику копии локальных актов организации.
Суды, рассматривая споры о выдаче документов, говорят, что перечень документов в ч. 1 ст. 62 ТК РФ не является исчерпывающим: помимо названных в этой норме, работодатель обязан выдавать и другие документы.
Вместе с тем согласно судебной практике в последнее время работникам отказывают в удовлетворении требований о выдаче положений об оплате труда, коллективных договоров и других локальных нормативных актов. Свои решения суды обосновывают тем, что в отношении ЛНА трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя по ознакомлению с ними под подпись, но не по предоставлению указанных документов работнику (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.08.2015 по делу № 33-4430/2015).
По мнению судебных органов, приведенный в ст. 62 ТК РФ примерный перечень документов, подлежащих выдаче работнику по его требованию, свидетельствует о том, что такие документы должны касаться в первую очередь непосредственно работника, то есть содержать персональную информацию о нем и, следовательно, обязанность работодателя по выдаче копий локальных нормативных актов не предусмотрена (определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 по делу № 8Г-2036/2023, от 25.08.2022 № 8Г-11043/2022, Санкт-Петербургского городского суда от 24.03.2021 № 33-5924/2021, Свердловского областного суда от 14.01.2021 № 33-504/2021, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 № 8Г-5310/2020, Верховного суда Республики Башкортостан от 14.01.2021 № 33-309/2021, от 02.11.2016 № 33-22118/2016, Магаданского областного суда от 26.05.2020 № 33-421/2020).
Позиция 2. Работодатель обязан выдавать работнику копии локальных актов организации, если они не содержат персональных данных иных работников.
Однако имеется и противоположная судебная практика, признающая, что работодатель обязан представить работнику на основании ст. 62 ТК РФ также копии тех документов, которые, хотя и не содержат сведений о работе конкретного работника, однако непосредственно затрагивают его права и обязанности (определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2021 № 8Г-15956/2021, Севастопольского городского суда от 29.03.2021 № 33-885/2021, Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28.01.2019 № 33а-248/2019, Краснодарского краевого суда от 25.05.2017 № 33-12750/2017; решения Хабаровского краевого суда от 16.05.2013 № 21-206/2013, Иркутского областного суда от 20.02.2019 № 21-113/2019).
На наш взгляд, такое толкование ст. 62 ТК РФ, которое предполагает, что связанными с работой можно считать только документы, содержащие информацию о конкретном работнике, приводит к необоснованному снижению уровня предоставленных сотрудникам гарантий. Ознакомление работника с каким-либо документом, по нашему мнению, также не может являться препятствием для его выдачи на основании ст. 62 ТК РФ. Ведь сотрудник может и не запомнить содержание документа, с которым его когда-то ознакомили. При этом необходимость выдачи других документов, с содержанием которых работника также ознакомили (например, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности), почему-то под сомнение специалистами не ставится.
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?
Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.
Трудовое законодательство совершенствуется, появляются и изменяются статьи в ТК РФ, но есть виды нарушений, которые работодатели допускают стабильно. Специалисты Роструда на портале онлайнинспекция.рф в 2025 году выделили 5 самых популярных тем обращений. Это задержка зарплаты, невыплата расчета при увольнении, иные нарушения трудовых прав, незаконные увольнения и удержания из зарплаты. Анализируем свежую судебную практику по ним и разъяснения Роструда, предупреждаем о рисках и даем рекомендации, как провести самопроверку.
Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.
Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.
Изменения в ТК РФ, вступившие в силу в 2022 году, обязывают работодателя вести реестр (перечень) нормативных правовых актов (НПА), которые содержат требования охраны труда, а также обеспечить работникам доступ к указанным документам. Многие специалисты по охране труда отреагировали на новую обязанность весьма негативно, ведь это дополнительная нагрузка. Автор комментирует, в чем именно заключаются новые требования. Достаточно ли сделать распечатки НПА и расположить их на видном месте? Или нужно обеспечить сотрудникам доступ к справочно-правовой системе на их компьютерах? Узнаете и о том, какие плюсы для работодателя влечет наличие подобного реестра. Получите рекомендации, как его можно усовершенствовать, а также образцы приказов об утверждении реестров и оформления самих перечней (в зависимости от конкретной ситуации).
Отделу кадров нередко приходится сшивать и заверять документы и их копии (начиная с многостраничных локальных нормативных актов, должностных инструкций, приказов, трудовых книжек и заканчивая личными делами). Покажем, как прошить листы документа; что включить в заверительную надпись, если это сшив подлинника, копии и многостороннего документа. Поясним, как заверить копию и что указать, если оригинал, с которого она изготавливается, не подшит в дело. Расскажем, как делегировать заверение копий от руководителя другим сотрудникам – с образцами соответствующего приказа, доверенности и фрагмента ЛНА. Данное право можно предоставить даже людям, не являющимся штатными работниками. Опубликован опыт компании СКБ Контур,
Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.
Раздел не найден.