Сотрудники из других подразделений наваливают дополнительных заданий, с которыми вы едва успеваете, а то и вовсе не успеваете справляться? Вы долго и увлеченно работаете над проектом, а потом его в одночасье забирают у вас и отдают на доработку другому коллеге? В разгар выходных шеф звонит вам на мобильник и заваливает рабочими вопросами, вплоть до требования зайти в рабочую почту и до понедельника вычитать присланные договоры или бросить все и приехать срочно в офис? Все обращаются к вам, как к палочке-выручалочке, и вы готовы консультировать по многим вопросам часами напролет, не прося за это ни благодарности, ни денег? Подруга звонит в любое время дня и ночи и бесконечно долго рассказывает все перипетии отношений с мужем или рабочие проблемы, а ваш муж в это время тихо звереет без приготовленного ужина, который вы пытаетесь впопыхах сделать, зажав телефонную трубку плечом и продолжая душеспасительную беседу? Некоторые ваши хорошие друзья не считают зазорным завалиться к вам в гости на ночь глядя, предупредив в последний момент, а вы не в состоянии им отказать только потому, что это друзья? Выспаться дома могут все, кроме вас? Муж легко может без спроса позвонить с вашего телефона или взять ключи от машины из вашей сумочки, а вы сами себе объясняете это тем, что у вас друг от друга нет секретов? А пересматривая фильм «Дьявол носит Прада», вы периодически вздыхаете: «Ой, как знакомо»? Часто ли у вас бывает такое?
Если вы узнали себя хотя бы в нескольких из означенных проблем, можем вас «поздравить»! Вы не умеете выстраивать свои личные границы и легко позволяете другим людям их преступать.
Как и большинство проблем взрослого человека, сложность выстраивания личных границ уходит корнями глубоко в детство. Часто в семьях бывает так, что ребенок не имеет права на собственную территорию. И речь здесь идет далеко не о собственной комнате, потому что все мы понимаем, что в нашей стране отдельная детская была скорее роскошью, нежели нормой. Согласитесь, у некоторых людей даже крохотный диванчик или стол в углу комнаты – это личная неприкосновенная территория с невидимой, но прекрасно ощущаемой табличкой «Посторонним вход воспрещен», а у других все совершенно иначе: на диване вся семья сидит и смотрит телевизор, а владелец этого дивана ищет, куда бы притулиться и почитать книжку. Так почему же получается именно так?
В каждой семье свои правила. Но частенько в отношении детей работает принцип «моё – моё и твоё – тоже моё». Да и прав у ребенка особо не наблюдается, а сам он, собственно, и не знает, что они у него есть. А то, «чего в своем доме не знаешь», отнять очень легко – вспомните наши мудрые сказки.
Как часто бывает, что ребенок закрывает дверь в свою комнату, а мама или отец открывает ее без стука в любой момент и заходит.
Пока ребенок проводит лето у бабушки на даче, заботливая мама разбирает его вещи: выкидывает или раздает игрушки, из которых, по ее мнению, он вырос, вынимает всю одежду из шкафа и часть безжалостно выбрасывает, разбирает школьные тетради, пролистывает их, читая все вложенные записочки, и тоже отправляет в мусорный ящик (ведь к следующему учебному году надо освободить тумбочку для новых тетрадок). Ребенок приезжает от бабушки, а мама говорит: «Вот, спасибо скажи! Я у тебя в твоем бардаке убралась!» Нередко бывает, что у ребенка это мамино благое дело вызывает слезы: выброшенные игрушки были ему дороги, он считал их друзьями, в школьных записочках был заключен целый его мир, а на полях ютились рисунки, которые ему нравились, вместе с одеждой была выкинута любимая вытянутая футболка, а в порядке на книжной полке он совершенно ничего не может теперь найти. Казалось бы, мама сделала хорошее дело, убралась у неряхи-ребенка. Однако именно такая уборка – это очень жестокое нарушение личных границ маленького человека!
Просто на минуту представьте, что точно так же поступит этот ребенок, придя в комнату к родителям и наведя там по своему усмотрению порядок, выкинув все лишнее. ЛиШнее или лиЧное?
Но отчего-то предполагается, что у ребенка личного нет. Ему дарят игрушку, но она не становится до конца его собственностью:
– «Машенька, не нужна тебе кукла, ты уже большая! Отдай ее Кате, она маленькая, пусть играет!»;
– «Ваня! Ты зачем от машинки колеса открутил?! Мы столько денег за нее заплатили!»;
– «Петя! Как ты мог разбить кружку, которую тебе бабушка подарила? Негодник!»
Задайте себе вопрос, будучи взрослыми людьми: чьи это вещи? Взрослого? Или ребенка? Если это вещи ребенка, то это он решает, вырос ли из игры в куклы, откручивать с познавательной или игровой целью колеса от машины или нет. А уж если кружка разбилась, то первым страдает ребенок, потому что у него ее больше нет. Но это его урок о том, что с вещами надо обращаться бережно, в противном случае они исчезают из жизни. Впрочем, не только с вещами, но и с людьми. А усвоить урок ему не дают его же родители, заранее решая за него.
Точно так же некоторые «заботливые» родители распоряжаются временем и правом на выбор ребенка....