Top.Mail.Ru
С чем нужно определиться прежде, чем выбирать концепцию инфраструктуры электронного архива? Какие варианты ее построения бывают? Сколько это стоит? Ответы на вопросы даны на основе опыта построения государственных электронных архивов, многое из рассказанного может быть применимо в работе с корпоративными архивами.

Электронный архив по большому счету создается так же, как и традиционный архив на бумажных носителях, только в данном случае приходится решать ряд дополнительных проблем, связанных с особенностями электронных документов.

Главным условием успеха проекта является поддержка высшего руководства. Электронный архив – удовольствие достаточно дорогое, поэтому с самого начала нужно понять, чего ожидает от него руководство, и так продумать ход проекта, чтобы первая существенная отдача была продемонстрирована уже через несколько месяцев и чтобы в дальнейшем на каждом этапе работ начальству можно было бы предъявить какой-либо яркий результат.

Пример 1

Центральный государственный электронный архив Украины (ЦГЭА), например, начал свою деятельность с создания архивных коллекций значимых для общества интернет-ресурсов.

В Центральном государственном архиве Украины на январь 2011 года хранилось несколько архивных коллекций интернет-ресурсов, в том числе коллекция материалов о выборах Президента Украины 2010 года. «Мы заключили соглашения с политическими партиями, с кандидатами, которые баллотировались на выборах, на право копирования их сайтов, – рассказывал корреспондентам Анатолий Гаврилович Лавренюк, директор Центрального государственного электронного архива Украины. – Наша коллекция содержит 27 сайтов, причем пять из них уже исчезли из Интернета» 1.

Как показывает опыт зарубежных проектов, от момента открытия проекта до ввода электронного государственного архива в эксплуатацию обычно проходит около 5 лет. Из этого времени где-то год уходит на создание инфраструктуры архива, установку оборудования и развертывание программного обеспечения. Куда больше времени – примерно 2-3 года – уходит на разработку концепции архива, и это вполне понятно: неудачные решения на данной стадии могут повлечь многочисленные проблемы, с которыми придется бороться в течение длительного времени, и существенные дополнительные расходы.

Нужно тщательно оценить, какие ресурсы (финансовые, кадровые, материальные) потребуются для создания архива, какую нормативную и методическую базу придется разработать, спланировать этапы работы и определить ожидаемую отдачу.

Организационно-правовой статус архива

При разработке концепции электронного архива ключевым является вопрос о том, каким будет его правовой статус: кому он будет подчиняться, какими законодательными и нормативными документами будет регламентироваться его деятельность, как будут строиться отношения архива со службами документационного обеспечения организаций-источников комплектования и бумажными архивами. Во всех проектах государственных электронных архивов, которые нам удалось выявить и изучить, была выбрана стратегия создания самостоятельного архива, и только в нашей стране решено идти по пути создания Центра хранения электронных документов (ЦХЭД) на базе уже действующего государственного архива 2.

При разработке концепции электронного архива необходимо продумать и ответ на вопрос о том, предполагается ли принимать на архивное хранение документы только постоянного и длительного срока хранения, или же в него будут поступать на хранение и документы временного срока хранения. Есть, например, страны, которые собираются создать как государственные электронные архивы для документов постоянного хранения, так и отдельные центры хранения электронной документации, которые будут хранить законченные делопроизводством электронные документы органов государственной власти временного срока хранения, так называемые «промежуточные» архивы.

Очень важно помнить, что архив – это прежде всего его коллектив. Следует с самого начала создать группу профессионалов-единомышленников, вокруг которой и будет формироваться коллектив архива. На этапе создания архива эта группа может быть небольшой. Одной из ее задач будет разработка детальной концепции электронного архива.

Пример 2

Команда проекта создания электронного архива австралийского штата Новый Южный Уэльс состоит из 6 человек: руководитель проекта, два архивиста, двое разработчиков и специалист по вопросам безопасности и оборудованию.

Если в архиве планируется хранить сложные объекты, такие, как базы данных и веб-сайты, то для обеспечения их сохранности потребуется приобретение специального программного обеспечения. В идеале архив должен иметь возможность опробовать различное программное обеспечение и выбрать то,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Гиперссылка как инструмент навигации по нормативным документам организации

Показываем, как создать оглавление в начале локального нормативного акта в виде системы гиперссылок, чтобы пользователи потом, нажимая на нужный раздел, могли сразу «перелетать» на него. Вы сможете установить отдельные гиперссылки внутри вордовского файла на любые его фрагменты, а также настраивать их на внешние ресурсы: файлы, веб-сайты, электронную почту. В каком формате лучше размещать итоговый нормативный документ для использования работниками организации.

Роль стандарта на метаданные в эффективном управлении документами

1 мая 2024 года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.109–2024 о метаданных. Главная ценность этой статьи в том, что она написана одним из его разработчиков. Таким образом, вы получаете информацию «из первых рук»: для чего он разработан, что в нем есть.

Способы обеспечения защиты документов в СЭД

Какой функционал системы электронного документооборота не только повышает удобство ее использования, но и работает на информационную безопасность организации: как организовать распределение прав доступа, что дает протоколирование действий пользователей, что помешает удалить нужный документ, когда поможет штрихкодирование и шифрование документов, зачем сохранять все версии проекта документа, какими электронными подписями снабдить пользователей.

Структура метаданных по ГОСТ Р 7.0.109–2024: применение методики

Как сгруппированы метаданные о документе в новом ГОСТ, какой подход использовался ранее. На примере приказа по основной деятельности показали, какие метаданные о реквизитах этого документа, о действиях с ним, а также чисто технические метаданные стоит предусмотреть в СЭД, СХЭД или иной специальной системе.

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Презентация годового отчета и плана

Раскрыты секреты создания эффектной презентации в современном стиле для деловых отчетов и планов: как сделать данные наглядными, как привлекать внимание, как лучше форматировать гистограммы и диаграммы, как использовать шрифты, цвета и картинки, где взять бесплатные фото и иконки. Описаны интересные возможности программы PowerPoint из Microsoft Office, которые стоит применять.

Управление исправлениями в режиме рецензирования Word

Автоматизировать последовательное согласование проекта документа несколькими людьми можно при помощи режима рецензирования в Word. Как его включить и установить пароль на отмену. Как управлять визуализацией выделения всех правок текста (удаление, добавление, изменение форматирования, кто когда и что из этого внес). Как можно вставлять комментарии к ним. Как в любой момент можно распечатать текст с визуализацией этих правок либо без нее в его первоначальном или итоговом варианте. Как отменять и применять предложенные правки. Если вы получили файл с изменениями, которые не выделены, то Word их может сам найти и отметить (особенно удобно при согласовании документов с другими организациями, например, договоров). А при параллельном согласовании правки из всех вариантов файла можно слить в один файл – в него все войдет и все будет выделено.

Что препятствует массовому переходу организаций к безбумажной модели документооборота

Приведен список из более 60 действующих нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.