Приказы по командировкам в «серой зоне» законодательства

Какие командировки считаются длительными, а какие краткосрочными? Нужно ли разделять документацию по заграничным и внутрироссийским командировкам? Какие сроки хранения следует устанавливать для этих документов? Почему в Перечне сроки хранения документов по заграничным командировкам более длительные, чем по внутрироссийским?

После прочтения ст. 19 новой редакции Перечня1 у меня возник вопрос. В ней гораздо больше внимания уделено приказам о командировках по сравнению с действующим Перечнем:

  • приказы о длительных внутрироссийских и зарубежных командировках предписано хранить 75 лет;
  • а приказы о краткосрочных внутрироссийских и зарубежных командировках – 5 лет.

А какая командировка является краткосрочной и какая длительной? Где «граница»?

Заданный коллегой вопрос в очередной раз затронул еще не осознанный до конца нашими специалистами момент: у нас в области управления документами до сих пор существуют «серые зоны», в которых, ввиду отсутствия или неполноты законодательно-нормативной базы, приходится действовать по понятиям и традициям, сохранившимся еще с советских времен.

Документация по командировкам – наглядный тому пример. При работе с ней у специалистов постоянно возникают одни и те же вопросы:

  • Какие командировки считаются длительными, а какие краткосрочными?
  • Нужно ли разделять документацию по заграничным от документации по внутрироссийским командировкам?
  • Какие сроки хранения нужно устанавливать для этих документов? Почему в Перечне сроки хранения документов по заграничным командировкам установлены более длительные, чем по внутрироссийским?

Длительные и краткосрочные командировки – какая разница?

Прежде всего хочу обратить внимание на следующее: в конце 2008 года постановлением Правительства был изменен порядок направления работников в служебные командировки. В новом «Положении об особенностях направления работников в служебные командировки» не делается различия между российскими и заграничными командировками, не регламентируется в нем и длительность командировок.

Фрагмент документа

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749)

1. Настоящее Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки (далее – командировки) как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.

Единственный документ, который до сих пор действует одновременно с «Положением» и в котором регламентируются сроки командировок, – это утвержденная еще в 1988 году Инструкция «О служебных командировках в пределах СССР». Но она относится только к внутрироссийским командировкам.

Фрагмент документа

Инструкция о служебных командировках в пределах СССР (утв. Минфином СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62)

4. Срок командировки работников определяется руководителями объединений, предприятий, учреждений, организаций, однако он не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути.

Срок командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года.

В отдельных случаях более длительные сроки командировки могут устанавливаться руководителями министерств и ведомств СССР и Советами Министров союзных республик.

Хотя в нормативных актах регулярно упоминаются как краткосрочные, так и длительные командировки, чаще всего не дается разъяснения, что под этим понимается. Удалось найти несколько нормативных актов, из которых видно, что разные ведомства, исходя из собственных интересов, по-своему определяют, какие командировки считаются длительными.

Фрагмент документа

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (вступает в силу с 1 мая 2010)

61. Переоформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам независимо от срока действия производится в следующих случаях:

в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки...

Фрагмент документа

Методическое письмо по вопросам организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21.08.2007 № 26/197-5)

На избирательном участке, образованном руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения, в список избирателей при его составлении включаются подавшие личные письменные заявления избиратели, которые:

… постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках (не менее трех месяцев)...

Фрагмент документа

Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п)

18. Документ представляется в территориальный орган ПФР при регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования...

Если застрахованное лицо не имеет возможности лично заверить документ по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь (работодатель) указывает эту причину в документе, который заверяет.

Срок пребывания за границей приходится учитывать прежде всего из-за налогового законодательства. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации только в том случае, когда они фактически находятся на территории России не менее 183 дней в календарном году (т.е. более полугода). В противном случае...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

На кого распространяются ведомственные перечни документов со сроками хранения

Большинство практиков не совсем правильно понимают, на какие организации распространяются ведомственные перечни в обязательном порядке. Данный вопрос разбираем на примере перечней для сельскохозяйственных предприятий, т.к. именно об этом нас спросил подписчик. Но проблема шире, и о ее «двойном дне» стоит знать всем.Объясняем, где лучше отслеживать список действующих перечней (типовых и ведомственных) федерального уровня, чтобы их скачать. Что дополнительно может быть на региональном уровне. Из какого перечня брать срок хранения дела, есть он есть и в типовом, и в ведомственном перечне.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 1)

В первой части статьи в этом номере журнала задаемся вопросом: «А зачем дополнительно оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов, если они и так работают?» И сами же отвечаем. Самыми любопытными станут реальные примеры из жизни, которые вы сможете использовать в качестве аргументов при разговоре с коллегами и руководством.Перечисляем, из-за чего обычно тормозится регистрация входящих документов. Даем отдельные практические рекомендации, которые можно внедрить для ускорения работы на этом участке: метод дробления больших массивов документов, использование матрицы распределения входящих документов, разные типы автоматического взаимодействия СЭД и почтовой программы и др.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.