Новость об этом мы опубликовали в прошлом номере журнала, а сейчас вас ждут подробности: кто и зачем инициировал расширение сферы применения Закона об обращениях граждан? почему теперь под этот порядок подпадают обращения юридических лиц? какая новая категория организаций должна обрабатывать обращения граждан и юрлиц согласно Закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ? Многие организации могут с удивлением обнаружить себя в этом «обтекаемом списке».
Учитывая то, с какой скоростью и в каких объемах у нас «выпекаются» законы, совсем не удивительно, что порой какие-то их положения могут противоречить Конституции Российской Федерации – основному закону страны. В подобных случаях их проверку на соответствие Конституции может провести Конституционный Суд, и по мере укрепления судебной системы такое происходит все чаще, тем более что граждане и организации все более настойчиво отстаивают свои права, предъявляя претензии не только к новым законам, но и к тем, что были приняты достаточно давно.
Одна из функций Конституционного Суда РФ заключается в проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов.
Летом прошлого года предметом рассмотрения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а принятое судом решение привело к тому, что в начале мая 2013 года был принят Закон № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Кто и зачем инициировал процесс?
В 2006 году Законодательное Собрание (ЗАКС) Ростовской области приняло Областной закон «Об обращениях граждан», положения которого несколько отличались от федерального закона. Позже прокурор Ростовской области оспорил данный правовой акт с точки зрения его соответствия аналогичному федеральному закону. Основными были 2 претензии прокуратуры:
- областной закон предоставлял равные права на обращения в государственные органы как физическим, так и юридическим лицам, а также
- распространял свое действие на все государственные предприятия и учреждения.
Председатель комитета по законодательству, госстроительству, местному самоуправлению и правопорядку в Ростовском заксобрании Александр Ищенко пояснил: «В Ростовской области такие правила… действуют с 2006 года, и у нас по закону юрлица обладали теми же правами, что и обычные граждане РФ. В течение пяти лет не было никаких проблем с правоприменением, но спустя пять лет на федеральном уровне изменился закон». Точнее, в Кодексе об административных правонарушениях 1 появились нормы об ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан 2.
Областная прокуратура, проверяя исполнение норм федерального законодательства, по словам Ищенко, «пришла к выводу, что организациям-юрлицам нельзя гарантировать такие же правила обращения, какие установлены для граждан, хотя мы пытались длительное время доказать, что это же абсурд, потому что и возглавляют, и учреждают, и организовывают юрлица те же граждане».
Ростовские депутаты посчитали, что «дефектен» не областной закон, а федеральный, поскольку он:
- не распространяет на юридических лиц право на обращения в органы публичной власти;
- не предусматривает гарантий прав граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям;
- не определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому урегулированию этих вопросов....