Расширение сферы применения Закона об обращениях граждан

Новость об этом мы опубликовали в прошлом номере журнала, а сейчас вас ждут подробности: кто и зачем инициировал расширение сферы применения Закона об обращениях граждан? почему теперь под этот порядок подпадают обращения юридических лиц? какая новая категория организаций должна обрабатывать обращения граждан и юрлиц согласно Закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ? Многие организации могут с удивлением обнаружить себя в этом «обтекаемом списке».

Учитывая то, с какой скоростью и в каких объемах у нас «выпекаются» законы, совсем не удивительно, что порой какие-то их положения могут противоречить Конституции Российской Федерации – основному закону страны. В подобных случаях их проверку на соответствие Конституции может провести Конституционный Суд, и по мере укрепления судебной системы такое происходит все чаще, тем более что граждане и организации все более настойчиво отстаивают свои права, предъявляя претензии не только к новым законам, но и к тем, что были приняты достаточно давно.

Для справки

Одна из функций Конституционного Суда РФ заключается в проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов.

Летом прошлого года предметом рассмотрения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а принятое судом решение привело к тому, что в начале мая 2013 года был принят Закон № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кто и зачем инициировал процесс?

В 2006 году Законодательное Собрание (ЗАКС) Ростовской области приняло Областной закон «Об обращениях граждан», положения которого несколько отличались от федерального закона. Позже прокурор Ростовской области оспорил данный правовой акт с точки зрения его соответствия аналогичному федеральному закону. Основными были 2 претензии прокуратуры:

  • областной закон предоставлял равные права на обращения в государственные органы как физическим, так и юридическим лицам, а также
  • распространял свое действие на все государственные предприятия и учреждения.

Председатель комитета по законодательству, госстроительству, местному самоуправлению и правопорядку в Ростовском заксобрании Александр Ищенко пояснил: «В Ростовской области такие правила… действуют с 2006 года, и у нас по закону юрлица обладали теми же правами, что и обычные граждане РФ. В течение пяти лет не было никаких проблем с правоприменением, но спустя пять лет на федеральном уровне изменился закон». Точнее, в Кодексе об административных правонарушениях 1 появились нормы об ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан 2.

Областная прокуратура, проверяя исполнение норм федерального законодательства, по словам Ищенко, «пришла к выводу, что организациям-юрлицам нельзя гарантировать такие же правила обращения, какие установлены для граждан, хотя мы пытались длительное время доказать, что это же абсурд, потому что и возглавляют, и учреждают, и организовывают юрлица те же граждане».

Ростовские депутаты посчитали, что «дефектен» не областной закон, а федеральный, поскольку он:

  • не распространяет на юридических лиц право на обращения в органы публичной власти;
  • не предусматривает гарантий прав граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям;
  • не определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому урегулированию этих вопросов....

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

На кого распространяются ведомственные перечни документов со сроками хранения

Большинство практиков не совсем правильно понимают, на какие организации распространяются ведомственные перечни в обязательном порядке. Данный вопрос разбираем на примере перечней для сельскохозяйственных предприятий, т.к. именно об этом нас спросил подписчик. Но проблема шире, и о ее «двойном дне» стоит знать всем.Объясняем, где лучше отслеживать список действующих перечней (типовых и ведомственных) федерального уровня, чтобы их скачать. Что дополнительно может быть на региональном уровне. Из какого перечня брать срок хранения дела, есть он есть и в типовом, и в ведомственном перечне.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 1)

В первой части статьи в этом номере журнала задаемся вопросом: «А зачем дополнительно оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов, если они и так работают?» И сами же отвечаем. Самыми любопытными станут реальные примеры из жизни, которые вы сможете использовать в качестве аргументов при разговоре с коллегами и руководством.Перечисляем, из-за чего обычно тормозится регистрация входящих документов. Даем отдельные практические рекомендации, которые можно внедрить для ускорения работы на этом участке: метод дробления больших массивов документов, использование матрицы распределения входящих документов, разные типы автоматического взаимодействия СЭД и почтовой программы и др.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.